"Свои среди чужих, чужие среди своих"

Jul 25, 2018 11:12

Антикатолицизм в Англии середины XVII века - это, наряду с Парламентом, Хартией Вольностей, Хабеас Корпус - одна из основополагающих ценностей. Началось все, конечно, гораздо раньше, еще во времена Генриха 7-го, но к XVII веку на католики стали настоящими "козлами отпущения". На них списывали вообще все. Родственник Якова I, курфюрст Пфальца, проиграл католикам, а Англия ему не помогла? Результат католического заговора. Карл I укрепляет вертикаль власти? Католический заговор. Возникают новые религиозные секты, отличные от англикан (типа квакеров)? "Католики в маскировке". Гражданская война? Католический заговор, чтобы ослабить Англию. С 1630 по 1642 год было инициировано расследование пяти католических заговоров - двух против короля, и трех против парламента. Как вы понимаете, никаких материальных данных на эту тему не было вообще, это просто овеществленные страхи и фантазии.
Кстати, сэр Оливер, который Кромвель, был вполне терпим к католикам внутри страны, что конечно же не касалось его внешней политики. Несмотря на это, он был готов принять антикатолическую позицию в качестве средства обеспечения общественной и Парламентской поддержки его политического курса. Когда в Пьемонте у герцога Савойского произошла в 1650 году резня протестантов, эти события широко освещались в Англии. Цель этого освещения состояла в том, чтобы заставить английский народ увидеть, при каком счастливом нынешнего правительстве мы живем, у нас мир, и нету этой сволочной папистской жестокости. Кромвель достаточно успешно сыграл на этих контрастах, и антикатолическая традиция еще больше утвердилась на Острове.
После Реставрации положение католиков не улучшилось, опять всюду виделись католические заговоры. Чума в Лондоне? Папа заразу наслал. Большой пожар? Католики подожгли. Тем не менее в Англии католики жили. Их было примерно 260 тысяч человек на 1670-е из 5.5-млн. населения острова. Чаще всего это были сельские дворяне (примерно 7-10 процентов дворянства). Католицизм был распространен в Ланкашире, в Вест-Мидленсе, в Йоркшире, Стаффордшире и Оксфордшире. Так же большая католическая община была в Лондоне.
Надо сказать, что они находились под дамокловым мечом уголовных законов, которые были приняты в период с 1559 по 1660-е годы. Например, непосещение англиканских церковных служба - штраф 20 пенсов в неделю, 20 фунтов в месяц, а при повторении эксцесса - конфискация трети имущества. Укрывательство католического священника или прием его на своей территории - штраф 20 фунтов с конфискациями. И т.д. Понятно, что на местах эти законы просто не исполнялись. Как отмечал один из авторов: "Уголовные законы против католиков были только дамокловым мечом, который реально действовал лишь тогда, когда что-то происходило".
На практике католики и протестанты жили бок о бок в местных общинах. Они вели одинаковый образ жизни, имели одинаковые развлечения и интересы, были людьми одного социального круга. И конечно же католические соседи не считались никакими папскими агентами. Во времена кризисов соседи-протестанты весьма активно помогали соседям-католикам, шерифы и мировые судьи манкировали своими обязанностями по исполнению уголовного законодательства в части католиков, ставя социальный мир на своей территории выше слепого применения закона. Чаще всего малоимущих католиков не штрафовали за посещения англиканских служб, а богатых - заставляли заниматься благотворительностью, помогать бедным. Характерен случай в Девоне, один из самых жестких - там власть реально решила заставить католиков исполнять уголовное законодательство, но в результате католическая община отделалась просто фиксированной ежегодной платой. Еще раз - это один из самых жестких примеров, чаще всего все было гораздо мягче.
И все же в течение Реставрации количество католического населения уменьшалось, много из них переходило в протестанты. Причина банально донельзя - поскольку католики это чаще всего имущий класс (а кто еще может содержать священника для служб?), им хотелось участвовать и в политической жизни страны. Католикам принимать такое участие было запрещено. Так и получилось, что младшие сыновья католических родов Вустеров, Винчестеров, Шрусбери и т.д. в 1660-70-е годы становятся англиканами. Почему младшие? Ну потому что старшие наследовали землю. И получалось примерно как у отца Мушкетона в "ТРех мушкетерах": один из сыновей становился англиканином, дабы участвовать в политической жизни, а второй - управлял поместьем, оставаясь католиком. В принципе, это было удобно и с другой стороны - как бы власть не сменилась - всегда у тебя будет свой человечек во враждебной партии. Более того - родственник. А патронаж, как вы понимаете, никто не отменял.


Клуб Дюма, политик

Previous post Next post
Up