Можно точно сказать, до Ришелье французский флот не имел никакой военно-морской стратегии. Это был обычный извозчик, доставляющий солдат из пункта А в пункт Б. Сражения по пути рассматривались как случайность, как стихийное бедствие, и четкого понятия, зачем нужные морские сражения, и для чего вообще нужен флот, у французов не было.
Флот жил на остаточном финансировании, главные средства выделялись на армию.
Какие задачи изначально поставил перед флотом Ришелье? На самом деле, и в этом величие Его Высокопреосвященства, он сначала разработал бизнес-стратегию, если угодно - теоретическое задание - для чего нужен флот. И потом уже, исходя из задач, думал, как его построить. То есть Ришелье, несмотря на то,что жил в XVII веке, даст сто очков форы вперед например нашему современному российскому Морштабу (здесь я не затрагиваю времена позднего СССР 60-80-х годов, ибо там как раз тоже мысль была, другой вопрос - правильная или нет), который сначала создает корабли, а потом думает, как он их будет использовать.
Итак, задачи, поставленные Ришелье флоту:
1) Защита собственной прибрежной торговли.
2) Помощь расширению морской торговли.
3) Флот - двигатель Франции в колониях.
4) Защита побережья от морского вторжения извне.
Далее Ришелье выделил на флот ПОСТОЯННЫЕ ФОНДЫ, то есть финансирование стало не эпизодическим, а постоянным. Чтобы самому контролировать траты, он попросил Людовика XIII назначить его суперинтендантом навигации и торговли, то есть главой Военно-Морского Штаба.
Далее начинается не строительство кораблей, а создание инфраструктуры, которая была построена с огромной помощью англичан и голландцев.
Ришелье подсчитал, что с 1616 по 1624 год Франция потеряла 3 миллионов ливров в товарах, людях и деньгах от нападений алжирских пиратов. Он проводит в период с 1624 по 1627 год три экспедиции на базы алжирцев на Корсике, и заключает с ними мир, на условиях, чтобы французов не трогали. Во время этих рейдов было захвачено 80 алжирских судов общей ценностью в 4 472 000 ливров. Вся прибыль (то есть 1.57 млн ливров) была пущена на строительство флота.
Но самый трудный вопрос был кадровый.
Сначала пытались принимать на службу (ой, и чего это я Петра вспомнил?) голландских и английских капитанов. Нет, все чин по чину, с реальным боевым опытом. Но вскоре Ришелье от этого отказался. Причина была проста - наемники понятия не имели о дисциплине, и просто нарушали приказы вышестоящего руководства. Таким образом, от наемников отказались.
В 1628 году 67 французских каперов, возглавляемых голландскими капитанами, вообще перешли на службу к гугенотам Ла Рошели, и это стало для Его Высокопреосвященства последней каплей. Иностранные офицеры более не могли занимать должность капитанов. К 1638-му из иностранцев на французском флоте остались единицы.
Пробовали опереться на французскую знать, но та была еще чище наемников. Французские графья и принцы понятия не имели о субординации, и считали себя пупом земли, которому все должны только потому, что он Роган или Монморанси. Кроме того, Ришелье сам недолюбливал всех этих (по его же выражению) "хлыщей с завитушками" (curled locks), и ставил на "смелых и крепких моряков, которые просолены морским ветром, и даже на отдыхе солят себе и воду и вино". Но вот проблема - среди этих "крепких моряков" знатных-то - раз-два и обчелся. Что делать?
Ну прежде всего в 1631 году Ришелье создает Морской Регимент, по сути отдельную касту, Береговое Братство, которое объединяет военный и торговый флот в одно целое, и создает своего рода Табель о Рангах в прибрежной зоне.
При главных портах Франции - Тулон, Гавр, Брест и Бордо создаются две должности. Одна административная - генерал-комиссар. Он ведает строительством кораблей и поставками на верфи и склады. Вторая - шеф д'эскадрэ - военно-административная. Этот человек ведает наймом людей, снаряжением кораблей, выдачей техзаданий на строительство кораблей.
Но проблему со знатью Ришелье решил элегантно. Итак, наемники-иностранцы недисциплинированы. Служилых дворян знать, будучи на кораблях, слушать не будет. А есть ли кто-то, кого она будет слушать? Да!
Ришелье поставил во главе флотов на первое время священников. И тут, будь ты Монморанси или Роган, ежели батюшку разгневаешь - наложит на тебя интердикт - мало не покажется. Эта мера на какое-то время вполне решила проблему субординации и подчиненности. Тем более Ришелье, как кардинал, вполне имел право спрашивать с командующих-священников, как там они командуют к вящей Славе Господней? Круг замкнулся.
В конце 1630-х, когда французский флот продемонстрировал свою способность защитить французскую торговлю, Ришелье начал реализацию следующего, и причем совершенно логичного, амбициозного плана низвести в ничтожество испанскую и английскую морскую торговлю (на голландцев пока не замахивались, ибо сильно большие). Создается Левантская компания, Компания Святого Христофора (Вест-Индия), Компания Индий (прообраз ОИК). Не умри кардинал в конце 1642-го, черт знает, как бы повернулась история Франции.
Ибо на 1642 год Франция была самым богатым, самым многолюдным, самым сильным (и на суше, и почти - на море) государством. Был сведен в ничтожество испанский флот. Поколеблено могущество английского флота, по крайней мере с ним был достигнут полный паритет по числу судов в Атлантике, но при этом французские суда были больше и лучше вооружены. Уже не французы охотились за иностранными моряками, а иностранные флоты выпрашивали у Франции ее моряков "на стажировку и службу".