Авантюристы-2

Jul 10, 2017 19:18

В том же, 1713 году, а именно 31 июля, скончался герцог Фридрих Вильгельм I Мекленбург-Шверинский. Поскольку его брак с Софией-Шарлоттой Гессен-Кассельской оказался бездетным, наследовал ему младший брат - Карл-Леопольд Мекленбург-Шверинский.
На 1712-1713 года по Мекленбургу - официально нейтральному герцогству - шастали последовательно шведы, русские, датчане, пруссаки, саксонцы и голштинцы. Шведы особо с добыванием провианта не заморачивались, грабя всех подряд, и беря контрибуции. Русские старались местных не злить, но эксцессы были. Точно так же как и остальных - датчан, пруссаков и т.д.
Надо сказать, что наверное в роду Карла-Леопольда все-таки были представители колена Израилева, ибо новый правитель Мекленбурга любил бабло, и вполне соответствовал песне "Имел Бобби хобби - он деньги любил". Это была скупая лживая скотина, постоянно повторявшая: "Старые долги не надо платить, а новым надо дать время состариться"..
Любимым развлечением герцога стало бросание в тюрьмы недовольных, с одновременной конфискацией их имущества. Ну а чтобы потом товарищи не жужжали - к их услугам после тюремного заключения был новый, комфортабельный эшафот.
Чтобы получить нехилое приданное от австрийцев, герцог был готов перейти в католичество и предложить свою руку и сердце одной из австрийских эрцгерцогинь, скромно соглашаясь за это в качестве свадебного подарка получить... ну, например, Неаполитанское королевство. Или Испанскую Фландрию.
При этом, практически одновременно искал руки и шведской принцессы, не, ну а чо? Авось согласятся.
Однако чоткому пацану денег всегда мало, и решил Карл-Леопольд заработать на... московитских варварах. И натурально подал царю Петру маляву - герцог писал царю, что его покойный брат, объявив о нейтралитете герцогства, вынужден был терпеть огромные убытки от поборов воюющих сторон, которые превысили несколько миллионов талеров. С его смертью ситуация не изменилась. Поэтому, дорогой герр Питер, не хотели бы вы возместить нам издержки? Так сказать, чтобы доказать нам свою дружбу.
Карл-Леопольд или не знал, или не думал, что Петр не меньше его любил счет деньгам, и естественно, ничего возмещать не собирался. Но прямо написать, мол "ПНХ" - он не мог. Поэтому Петр отвечал, что «не мы (т. е. русские.), а наши неприятели шведы к сему причину и случай подали». Русская армия вынуждена преследовать неприятеля, куда бы он ни пошел. Поэтому весь убыток и вред, который от этого происходит герцогству, надо приписать... шведам и от них же требовать компенсации. В общем - пишите в Стокгольм, до востребования, Карлу XII. А в этом, говорил Петр, мы вам охотно и сколько возможно поможем.
Карл-Леопольд подумал, и.... отписал свои претензии на русских австрийскому императору Карлу VI - мол, дорогой император, Мекленбург входит в Священную Римскую империю, а русские бабло зажали, вы уж, как мой верховный сюзерен, поспособствуйте.
Самое смешное, что летом 1713 года Петр получил-таки письмо от императора Карла VI с просьбой возместить убытки Мекленбургу. На что отписал, что грабить, извините, начали шведы, а мы их токмо "резоном воинским и натуральными правами" преследовали, так что требуйте денег с них.
События имели совершенно неожиданное продолжение - царь Петр решил сыграть на слабости Карла-Леопольда, и решил его женить. На Екатерине Иоанновне. Нет, сначала Карл-Леопольд раззявил рот на Анну Иоанновну, прося через своего посланника Габихстсталя в качестве приданного целую Курляндию, но Петр быстро включил братка, сообщив послу-барону, что если он еще раз об этом заговорит - отправится убирать снег в Сибири вместе со всем семейством. Поэтому остановились все-таки на Екатерине Иоанновне, ибо снега в Сибири много и убирать его можно до скончания дней своих.
Государь Петр I Алексеевич обещал дать Царевне 200 000 рублей приданого и отнять у шведов Висмар с Барнеминдом, прежде отошедшие от Мекленбурга по Вестфальскому миру по окончании 30-летней войны в Европе.
Однако внез в брачный договор такие пункты - герцог обязался обеспечить своей Августейшей супруге свободное отправление православной службы, незамедлительно выплачивать по 6000 ефимков шкатульных денег в год и закрепить за ней, на случай своей кончины, замок Гистров с 25 000 ефимков ежегодного дохода. Ну и плюс - Мекленбург должен был содержать за свой счет русские полки, расквартированные в герцогстве для его защиты.
Город Висмар вскоре был отбит у шведов, но русские войска в этой победе участия не принимали. Тем временем, содержание русского экспедиционного корпуса числом до 10 полков легло тяжелым бременем на мекленбургское дворянство, которое взбунтовалось против герцога так, что ему пришлось бежать за пределы герцогства и начать собирать армию, чтобы наказать обидчиков и противников его Монаршей власти. В конфликт на стороне дворянства вмешался Австрийский император Карл VI, в конце 1718 года направивший в Мекленбург ганноверско-брауншвейгский корпус. Армия Карла-Леопольда была разбита, часть ее дезертировала, а несколько сотен оставшихся солдат и офицеров герцог отправил в Украину в распоряжение Государя Петра I Алексеевича.
Правление в герцогстве перешло к специальной комиссии, в состав которой вошли оскорбленные герцогом дворяне. В конце концов, герцогу Карлу Леопольду оставлены были лишь город Шверин и крепость Демитц.


политик, Петр I

Previous post Next post
Up