О развитии русского чиновничества от Петра Первого.
Законодатели второй половины XVIII в. еще не однажды вернутся к переосмыслению петровского указа, являвшегося своеобразным пропуском в дворянское сословие. Но в 1758 г. указ 1724 г. трактовался законодателями как дополнение к Табели о рангах, которое наделяло оправами потомственного дворянства чиновников 13-10 классов, сближая гражданскую службу с военной. Связанная с секретарской должностью возможность владеть крепостными для лиц недворянского происхождения делала эту службу еще более привлекательной.
С началом нового царствования вопрос о праве секретарей на владение деревнями возник вновь. В заседании Сената 23 января 1761 г. было признано необходимым запретить секретарям покупать деревни, а правами высшего сословия наделять их после получения чина коллежского асессора, как предусмотрено Табелью о рангах. Но предложения Сената не были утверждены Петром III.
Принятие в 1762 г. Грамоты о вольности дворянства, ознаменовавшей недолгое правление Петра III положило начало новому этапу политики правительства в вопросе формирования бюрократии. К этому времени стало очевидным, что жизнь внесла серьезные поправки в основные принципы организации гражданской службы, разработанные в 1720-х гг. К 1755 г. вместо хорошо подготовленных чиновников из дворян, которые, как предполагалось, должны были заполнить все классные места, правительство получило бюрократию на 4/5 вышедшую из непривилегированных сословий. Чиновники из потомственных дворян занимали, как правило, немногочисленные средние и высшие должности: их число достигало здесь соответственно 77 и 88% среди чиновников 9-14 классов дворяне составляли 34%, а среди канцелярских служителей - 4% их общей численности 15. Эти данные позволяют заключить, что правительству не удалось создать дворянскую бюрократию, несмотря на обязательный характер гражданской службы для дворян.
Предпочитая не утруждать себя постижением канцелярских премудростей, многие дворяне начинали гражданскую службу после выхода в отставку с военной или придворной службы. К середине XVIII в. отставные военные составляли 35% всех чиновников, в основном средних и высших рангов 16. Не имея практического опыта, не зная тонкостей канцелярского делопроизводства, бывшие военные формировали бюрократию, в значительной степени зависимую от деятельности канцелярий, что способствовало усилению, роли последних. Так был разрушен еще один из столпов петровской организации гражданской службы, предусматривавший создание профессиональной бюрократии путем постепенного продвижения чиновников по службе. Несмотря на все усилия правительства, число чиновников, начинавших службу копиистами, составляло менее 30%. Такая карьера была характерна для чиновников 9-14 классов, происходивших в основном из недворян. По замыслу Петра I низшее звено бюрократии, включавшее должности регистраторов, протоколистов, актуариусов и секретарей, должно было комплектоваться дворянами и быть основным источником формирования средней и высшей бюрократии. Однако, не имея возможности заполнить низшие классные должности лицами дворянского происхождения, преемники Петра I были вынуждены открыть к ним доступ канцелярским служителям. Большинство из них, не встречая конкуренции со стороны дворянства, сравнительно быстро преодолевали 14-ю ступень Табели о рангах, а наиболее опытные и. удачливые получали и секретарские должности, а вместе с ними по указу от 31 января 1724 г. и «военное дворянство».
http://www.spb-chinovnik.ru/o_chinovnichestve/o-chinovnikax-i-chinovnichestve/l-pisarkova-ot-petra-i-do-nikolaya-i-politika-pravitelstva-v-oblasti-formirovaniya-byurokratii/