Интересная статья

May 08, 2017 23:22


О развитии русского чиновничества от Петра Первого.

Законодатели второй половины XVIII в. еще не однажды вернутся к переос­мыслению петровского указа, являвшегося своеобразным пропуском в дворянское сословие. Но в 1758 г. указ 1724 г. трактовался законодателями как дополнение к Табели о рангах, которое наделяло оправами потомственного дворянства чиновников 13-10 классов, сближая гражданскую службу с военной. Связанная с секретарской должностью возможность владеть крепостными для лиц недворян­ского происхождения делала эту службу еще более привлекательной.
С началом нового царствования вопрос о праве секретарей на владение деревнями возник вновь. В заседании Сената 23 января 1761 г. было признано необходимым запретить секретарям покупать деревни, а правами высшего сословия наделять их после получения чина коллежского асессора, как предусмотрено Табелью о рангах. Но предложения Сената не были утверждены Петром III.
Принятие в 1762 г. Грамоты о вольности дворянства, ознаменовавшей недол­гое правление Петра III положило начало новому этапу политики правительства в вопросе формирования бюрократии. К этому времени стало очевидным, что жизнь внесла серьезные поправки в основные принципы организации граждан­ской службы, разработанные в 1720-х гг. К 1755 г. вместо хорошо подготовленных чиновников из дворян, которые, как предполагалось, должны были заполнить все классные места, правительство получило бюрократию на 4/5 вышедшую из непривилегированных сословий. Чиновники из потомственных дворян занимали, как правило, немногочисленные средние и высшие должности: их число достигало здесь соответственно 77 и 88% среди чиновников 9-14 классов дворя­не составляли 34%, а среди канцелярских служителей - 4% их общей числен­ности 15. Эти данные позволяют заключить, что правительству не удалось создать дворянскую бюрократию, несмотря на обязательный характер гражданской служ­бы для дворян.
Предпочитая не утруждать себя постижением канцелярских премудростей, многие дворяне начинали гражданскую службу после выхода в отставку с военной или придворной службы. К середине XVIII в. отставные военные составляли 35% всех чиновников, в основном средних и высших рангов 16. Не имея практического опыта, не  зная тонкостей канцелярского делопроизводства, бывшие военные формировали бюрократию, в значительной степени зависимую от деятельности канцелярий, что способствовало усилению, роли последних. Так был разрушен еще один из столпов петровской организации гражданской службы, предус­матривавший  создание профессиональной   бюрократии  путем  постепенного продвижения чиновников по службе. Несмотря на все усилия правительства, число чиновников, начинавших службу копиистами, составляло менее 30%. Та­кая карьера была характерна для чиновников 9-14 классов, происходивших в основном из недворян. По замыслу Петра I низшее звено бюрократии, включав­шее должности регистраторов, протоколистов, актуариусов и секретарей, должно было комплектоваться дворянами и быть основным источником формирования средней и высшей бюрократии. Однако, не имея возможности заполнить низшие классные должности лицами дворянского происхождения, преемники Петра I были вынуждены открыть к ним доступ канцелярским служителям. Большинство  из них, не встречая конкуренции со стороны дворянства, сравнительно быстро преодолевали 14-ю ступень Табели о рангах, а наиболее опытные и. удачливые получали и секретарские должности, а вместе с ними по указу от 31 января 1724 г. и «военное дворянство».

http://www.spb-chinovnik.ru/o_chinovnichestve/o-chinovnikax-i-chinovnichestve/l-pisarkova-ot-petra-i-do-nikolaya-i-politika-pravitelstva-v-oblasti-formirovaniya-byurokratii/
Previous post Next post
Up