В царствование Якова для английского флота настали мирные годы, при этом... финансирование росло как на дрожжах. Но вы думаете, оно тратилось на корабельное строительство или организационные реформы? Как бы не так!
Руководители флота начали увеличивать себе зарплаты. Так, контролеры флота увеличили себя оклады с 221 фунта в год в 1608-м до 258 фунтов в 1630-м. Клерки - со 172 фунтов до 228 фунтов. Но круче всех возросла зарплата... Казначея флота конечно же. С 200 фунтов в год до 630 фунтов в год. При этом комиссионеры были одновременно и руководителями тендерных комиссий, и поставщиками. Поэтому закупалось все на 25-30% выше рыночной цены. С этим можно было бы смириться, если бы поставляли качественные материалы. Но поставляли в основном некондицию и гниль. А потом жаловались королю (сами на себя, надо понимать), и просили увеличить финансирование, чтобы на этот раз купить еще чуть подороже, но уж наверняка качественное.
Во время расследования коррупции на флоте в 1608 году лорд Нортгемптон писал: "поставленный подрядчиками такелаж был так плох, что при любом выходе в море мы рисковали и своими кораблями, и своими жизнями". Капитан "Рейнбоу", на глазах у которого во время маневра у Гудвин Соундз лопнуло 3 гнилых каната, и в результате этого погибли трое человек, привязал этими канатами к мачте баталера (отвественного за поставки на корабль), причем продел один из канатов, ну... как бы это помягче сказать... ну короче в рот засунул, из попы высунул. Но были ли в этом виноваты баталеры?
Пакля, поставленная на верфи, оказалась гнилой, смола - полной воды, при этом коменданты порта и комиссионеры просто затыкали баталеров, если те осмеливались жаловаться, говоря, что если что-то не устраивает - идите в бизнес выгонят из с должностей, если они еще раз что-то возразят. Так, Остен Марланд, клерк-комиссионер королевских складов, отказался перед делегацией баталеров заменить выданые гнилые ЗИПы и протухший провиант, при этом приказал баталерам расписаться в ведомости, угрожая не только штрафами, но и тюремным заключением. При этом Морланд чувствовал себя абсолютно нормально, ибо платил Адмиралтейству мзду.
В 1618 году взбунтовались плотники, которым уже три года не платили зарплату. Прислали комиссию из Лондона - заглянули в бумаги - ничего не поняли - по бумагам выплачивали все три года. Опросили плотников - не получали. Ничего не поняли, но тут пришел грозный рык от лорда-адмирала Говарда-Эффингемского - проверку прекратить, жалобщиков послать подальше. Оказывается часть зарплаты плотников ушло в виде подношений Лорду-Адмиралу, а часть просто разворовали чиновники.
Я знаю, что кораблик португальский, просто картинка хорошая)