"ВДНХ, ждет резидента. ВДНХ!"

Aug 01, 2016 17:00

26 сентября 1781 года на флагмане адмирала Дигби «Принс Джордж» в Нью-Йорк прибыл 17-летный сын короля Георга III, принц Уильям. Он остановился в доме номер 1 на Бродвее, Манхэттен, который одновременно служил и штабом главнокомандующего британскими силами в Америке Генри Клинтона. Парень был улыбчивый, веселый, и быстро вызвал любовь местных жителей своей простотой и непосредственностью.
Поскольку была ранняя зима - принц часто на радость нью-йоркской публике катался на коньках на озерах недалеко от города.
Что касается повстанцев - они решили похитить сына короля. Зачем? Фиг его знает. Обменять его все равно было не на кого. Йорктаун уже прошел и перелом в войне был зримым и ощутимым. Такая спецоперация вообще могла оттолкнуть от американцев французов и испанцев, ибо по законам XVIII века это было подло и бесчестно. Да и англичане не преминули бы организовать масштабную операцию возмездия. Учитывая, что французы большей частью уже ушли в Вестз-Индию - еще неизвестно, что бы из этого получилось.
Операцией по киднэппингу командовал полковник 1-го полка Нью-Джерси Континентальной Армии Мэттью Огден, именно он и предложил Вашингтону 28 марта 1782 года выкрасть принца. План Огдена был прост и незатейлив - небольшим отрядом, состоящим из капитана, трех сержантов и шести солдат отбить принца, прогуливающегося по берегу Ист-Ривер, затолкнуть в бракас, перевести на зафрахтованном специально для этого китобойное судну и доставить в штаб к Вашингтону.
Согласно донесениям агентов Огдена на прогулке принца охраняли всего два солдата 40-го полка, а основная охрана, состоящая из сержанта и 12 солдат располагалась в доме и при прогулке следовала с 200-300 метрах позади принца. Огден запросил у Вашингтона снаряжение для операции - «два топора, два сосновых бруса с крюками, два или три потайных фонаря, а так же стандартную одежду моряка».
Однако уже 2 апреля от операции отказались. Вашингтон писал полковнику: «Я получил информацию, что часовых у дверей принца удвоили, и теперь при прогулках его сопровождают 8 человек, а не 2, как ранее».
Что же случилось в Нью-Йорке? Да взяли одного из сержантов Огдена, который имел глупость напиться в пабе и гулять по Нью-Йорку в одежде солдата Континентальной армии. Что случилось с ним далее - понятно. В общем, в лучших традициях Минаева: «В зеркало глянь, ты ж родился с черной кожей, негр ты!»
Хотя существует и другая версия - в Вашингтоне взыграла человечность. В 1831 году американский посол МакЛейн показал Королю Вильгельму IV письмо Вашингтона от 28 марта 1782 года в котором он обращается к полковнику Огдену о своих сомнениях в рациональности и возможности такой операции. В ответ, говорят, Вильгельм IV (бывший принц Уильям) закричал: «Я благодарен генералу Вашингтону за его гуманность, но, черт возьми, я рад, что мы не дали ему возможность осуществить это!»
Учитывая, что принц Уильям прибыл в Америку, чтобы вести переговоры от лица короля по поводу английских пленных - дело действительно было очень грязное и низкое. Тем не менее, 2 августа 1782 года Вашингтон послал адмиралу Дигби депешу, что он мог захватить принца, но решил не делать этого. В этот же день пришли первые новости из Парижа - Великобритания начала переговоры о мире.

США, spy

Previous post Next post
Up