Jun 25, 2014 10:16
Читая "Возвращение Скарамуша"
Де Бац поднял свой бокал к свету и задумчиво всмотрелся в
слабое опаловое мерцание. - Вы когда-нибудь размышляли о стремлении к
равенству, о его главной движущей силе и истинном значении?
- Никогда. Ведь это химера. Равенство невозможно, и его не существует.
Люди не рождаются равными. Они рождаются благородными или низкими, умными
или глупыми, сильными или слабыми в зависимости от того, как сочетаются
черты тех, кто произвел их на свет. А сочетаются они случайно.
Барон выпил вино, поставил бокал на стол и вытер губы носовым платком.
- Это метафизика, а я человек практики. Условия равенства можно
постулировать. Они и были постулированы апостолами другой любопытной химеры
- свободы. Идея равенства - это побочный продукт чувтсва зависти. А
поскольку никому не по силам поднять низшие слои до высших, апостолами
равенства неизбежно становятся завистники из низов, которые пытаются
низвести вышестоящих до своего уровня. Отсюда следует, что нация, признавшая
доктрину равенства, будет низведена до морального, интеллектуального и
политического уровня самого убогого ее класса. Вот это в границах
осуществимого. Но такие качества, как ум, благородство, благодетель и сила,
нельзя отобрать у обладателей, бросить в общий котел и поделить на всех,
словно похлебку. Единственное, чего можно лишить людей, - материальных благ.
Ваши революционеры - бесчестные мошенники, обманывающие невежественные массы
химерами свободы, равенства, братства и обещаниями золотого века, который,
как им известно, никогда не наступит, и сами прекрасно это понимают. Они
отлично знают, что нет власти на Земле, которая смогла бы поднять со дна
всех его обитателей. Единственный достижимый способ уравнять всех
заключается в том, чтобы отправить на дно остальную часть нации. Правда,
тем, кто там обитал и раньше, легче от этого не станет, зато те, кто
обманывает ложными идеями, будут процветать. В этом и состоит их истинная
цель - стяжать богатство, которое позволит им достичь независимости и
праздности, то есть всего того, чему они завидовали. И своей цели они
добиваются всеми доступными средствами.
- Неужели сегодня во Франции такое возможно? Неужели революционеры
действительно извлекают из всего этого выгоду?
- Что вас удивляет? Разве Нацоинальное собрание набиралось не из
представителей низов, не из полуголодных неудачников-адвокатов вроде
Демулена и Дантона, не из нищих журналистов вроде Марата и Эбера, не из
монахов-расстриг вроде Шабо? Зачем этим людям, будучи на коне, подавлять
вдохновившую их зависть или сдерживать алчность, идущую рука об руку с
завистью? Все они бесчестны и продажны, а раз это относится к главарям, то
что говорить об их подручных? - Гасконец усмехнулся. - Сомневаюсь, что в
Национальном конвенте есть хотя бы один человек, которого нельзя купить.
книжное