В 1806 году Наполеон объявил Континентальную блокаду. В ответ Англия приняла симметричные меры, и европейская торговля... встала.
И более всего на этом нажились американцы. Смысл такой. В 1807 году Наполеон объявил, что будет спокойно принимать американские суда, если они не будут заходить в английские порты. Американцы быстро смекнули, что средств у Наполеона проверить, заходили они в Англию или нет, просто нету, и начали масштабную торговлю и с Англией, и с Францией. Грубо говоря, они перехватили торговлю между двумя странами, и английский оборот в прибрежной торговле упал за год на 15 миллионов фунтов.
Понятно дело, что ни Англия не могла жить без европейских товаров, ни Франция без английских. И американская торговая экспансия обе страны не устраивала. Поэтому обе страны вскоре перешли к системе лицензий. Что это значило?
Ты платишь какую-то сумму в Совет по Торговле и получаешь лицензию. На торговлю с врагом.
К чему это привело в Англии? (Францию пока не рассматриваю, по ней надо говорить отдельно, и там тоже будет не менее эпичная жопа, что и у англичан)
В 1806 и 1807 годах количество британского тоннажа, занятого в торговле, равнялось количеству нейтрального тоннажа. С тех пор нейтральный тоннаж постоянно увеличивался, тогда как английский постоянно уменьшался. В 1809 г. торговых кораблей было построено вдвое меньше, чем в 1806 г. К 1810 г. иностранное судоходство превысило английское на 1,1 миллиона тонн, а количество моряков, нанятых на кораблях под иностранным флагом, удвоилось. По сути, англичане увидели, что они сами своими руками создают европейский торговый флот, который потом может быть использован для вторжения в Англию. Как писал современник: "Весь этот новый тоннаж находится в руках потенциальных врагов и используется за счет американских судовладельцев, как раз тех людей, с которыми нам следовало бы развивать дружбу".
Но с дружбой между Англией и США как-то не задалось.
Самое паршивое началось в 1809-м - англичане заметили, что все их столпы рынка типа Baring brothers в большом количестве нанимают норвежские, датские, шведские, голландские торговые суда, причем весь этот торговый тоннаж находится под контролем Франции.
Без сомнения, французское правительство видело направление и объем английской торговли, а также ее потребности в экспорте и импорте.
Что касается английских купцов - новая система научила их «притворяться», как остроумно выразился председатель Адмиралтейского суда. Как говорил Лорд-адмирал - лицензирование начинается с подлога, продолжается лжесвидетельством и заканчивается мошенничеством - и этому способствует английское правительство.
В этих лицензиях встречались такие фразы, как «несмотря на то, что все документы подтверждают, что судно и груз предназначены для…» или «принадлежащее кому бы то ни было имущество». Госсекретарь Ее Величества писал: «Да, эта торговля осуществляется путем мошенничества и лжесвидетельства, мы разрешаем кораблю и грузу пройти через нашу военно-морскую блокаду при уплате n-ого количества фунтов стерлингов».
Стоит так же отметить, что в 1810 году произошло кратковременное усиление континентальной блокады со стороны Франции, и по требованию Наполеона на Балтике был конфискован целый торговый флот - 700 кораблей, захваченный в портах России, Пруссии, Швеции и Дании. Потери составили более 9 миллионов фунтов стерлингов.
Лучше всего охарактеризовал ситуацию один из английских купцов: "Франция и Англия подобны двум мужчинам, одновременно опустившим головы в ведро с водой - вопрос лишь в том, кто сможет продержаться дольше".