Про мифы и рифы.

Mar 13, 2023 21:48

Сначала цитата: «С середины XVI века в Европу, и прежде всего в Испанию, стало в огромных количествах поступать серебро с американских рудников (богатейшими были рудники на горе Потоси в Андах, на территории нынешней Боливии). Это спровоцировало девальвацию европейских серебряных денег - и, соответственно, инфляцию».

Эта фраза раз за разом повторяется во всех популярных исследованиях по Испании XVI-XVII веков и «революции цен» в Европе Нового Времени. Меж тем, еще в 1934 году вышло исследование Джона Гамильтона «Американские сокровища и ценовая революция в Испании, 1501-1650 гг.» (Earl J. Hamilton, American Treasure and the Price Revolution in Spain, 1501-1650. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1934.), где этот вопрос разбирался очень предметно.
Гамильтон  начал с того, что первым предоставил набор конкретных, надежных годовых данных об импорте золотых и серебряных слитков из американских колоний Испании - в основном из нынешних Боливии (вице-король Перу) и Мексики (Новая Испания) - с 1503 по 1660 год (когда регистрация слитков и, таким образом, учет прекращаются); и о ценах (включая заработную плату) в Испании (Старая и Новая Кастилия, Андалусия, Валенсия) за 150-летний период с 1501 по 1650 год.
Его целью было подтвердить количественную теорию денег: в попытке продемонстрировать, что приток американского серебра был в основном, если не полностью, ответственен за инфляцию большей части эпохи Революции цен, начиная с 1520 по 1650 г., и в основном только на определенный период с 1540 г. по 1600 гг.
Если инфляция была частым явлением в европейской экономической истории, начиная с двенадцатого века и до наших дней, то Революция цен была уникальной в плане устойчивости и продолжительности инфляции в течение как минимум 130 лет. Почему же так произошло?
Согласно Гамильтону (стр. 283) - а также большинству авторитетных источников и по сей день - самым первым ученым, связавшим эту количественную теорию между притоком американских «сокровищ» и ценовой революцией, был известный французский философ Жан Боден. в своем ответе 1568 года на трактат 1566 года королевского советника Жана Шерруи де Малеструа об объяснениях тогдашнего роста французских цен за предыдущие несколько десятилетий. Малеструа утверждал, что обесценивание монет было главным виновником - как, впрочем, и во время периодической инфляции четырнадцатого и пятнадцатого веков. Боден в ответ отклонил эти аргументы и заявил, что растущий приток серебра из испанской Америки был основной причиной этой инфляции.
И вот Гамильтон начал разбираться с этим утверждением (в главе 13), и был поражен, обнаружив после обширного и тщательного исследования многих испанских трактатов, писем и других соответствующих документов, что ни один испанский писатель шестнадцатого века не высказывал подобных мнений, причем все они явно не знали взглядов Бодена.
Гамильтон, правда не нашел (это сделал позже Марджори Грайс-Хатчинсон) один такой испанский трактат, написанный в 1556 году, то есть за двенадцать лет до Бодена, в котором Аспилкуэта Наварра, священнослужитель саламанкской школы, отмечал, что «даже в Испании, во времена, когда денег было меньше, товары и рабочая сила продавались гораздо дешевле, чем после открытия Индии, наводнившей страну золотом и серебром».
Тут надо упомянуть вот еще что. Согласно работе Phelps Brown E.H., and Sheila V. Hopkins, «Seven Centuries of the Prices of Consumables, Compared with Builders’ Wage Rates»  Economica, 23:92 (November 1956), 296-314, в Испании цены с 1501 по 1650 год выросли в 3.47 раза, в Англии - в 6.77 раза, в Голландии (Брабант) - в 7.36 раза.
Круто, правда?
Ведь нам же рассказывали, что больше всех от революции цен пострадала Испания! Как же так? Какой гад нарушил статистику и чему верить-то?
Так вот, согласно исследованию Гамильтона проблема оказалась в… «веллонах» (vellon). Веллон - это порченная или обрезанная монета. Смысл самый простой - в этот период шла Великая Пороховая революция, начался массовый рост армий, и денег королям начало не хватать. И вот чтобы свести концы с концами, короли массово начали портить монету - например, добавив в серебряную монету до 40% меди но сохранив ее номинал. Или уменьшив вес, но сохранив номинал. И тому подобное, думаю, смысл понятен.
Первыми массово портить монету начали голландцы, Генеральные Штаты занимались «обрезанием монеты», снизив ее вес аж на 48% в период с  1521 по 1644 год. Отсюда и самый высокий индекс «революции цен».
Англия сначала тоже снижала вес монеты, а начиная с Генриха VIII начала еще «бодяжить состав», добавив в монеты до 23.8% меди. Дело это прекратила Елизавета I, вернув  серебряную чеканку до традиционной чистоты стерлингов (92,5% чистого серебра) и догнав серебряный пенни до 85% веса от пенни образца 1526 года, именно поэтому результаты «революции цен» для Англии не столь плачевные, как для Голландии.
Что касается Испании - «валлонить» она стала только при Филиппе  III, в 1599 году, именно поэтому среди трех стран «революция цен» в ней произошла в меньшей степени.
Что касается Франции -там во время Религиозных войн так «навеллонились», что «революция цен» преодолела все возможные пределы.
Вывод самый простой - это не американское серебро стало причиной «революции  цен», а массовая порча монеты королями и правителями Европы. И это логично. Несмотря  на возросший поток серебра и золота, их -серебра и золота - Европе продолжало сильно не хватать. А попытки решить экономические вопросы неэкономическими методами привели к инфляции и массовому удорожанию продуктов и товаров, ибо природу не обманешь.
Такие дела.


Клуб Дюма, их нравы, финансы, экономика

Previous post Next post
Up