«Больной человек Европы».

Oct 03, 2022 21:47

Когда я в свое время сказал, что это выражение Николай I в принципе не говорил, кто-то меня спрашивал - мол, а «какие твои доказательства»? Я тогда как-то поленился рассказать всю эту историю, а сейчас, думаю, пришло время.
Итак, если вы залезете в русскую Вики (куда и ходят все пламенные патриоты) - там все однозначно. Николай I в беседе с Сеймуром назвал Турцию «больным человеком Европы», ну и все заверте…
Однако не так все и однозначно. Итак, еще в 1833 году канцлер Австрийской империи Меттерних с возмущением писал, что нельзя Турцию сравнивать с «больным человеком на Босфоре», ибо далее, по аналогии, можно найти еще одного «больного человека», только уже на Дунае. Ну, там где Пратер, Шенбурн, и венский, мать его, штрудель. (данные из Кандэна Бадема «Турецкая Крымская война 1853-1856 г.г.» со ссылкой на работу Мирослава Шедивого «От Андрианополя до Мюнхенгреца: Меттерних, Россия и Восточный вопрос»).
Интересно, правда? То есть задолго до задушевных бесед Николая и Сеймура Меттерних знает о подобном выражении, причем именно относительно Турции. Откуда же?
И тут мы начинаем думать. И совершенно случайно натыкаемся на… Хельмута фон Мольтке. Тогда еще совсем не великий, он в 1822 году служил в датской армии, перевелся в прусскую армию, закончил школу Генштаба, и в 1833 году, дабы получить практический опыт начал присматриваться - в какой бы из стран поработать военным советником. Выбор его пал на Турцию, в том числе и потому, что судьбе Турции Мольтке на тот момент сочувствовал. Именно у него мы встречаем первое максимально близкое описание. В своих записках он пишет следующее: «Долгое время задача западных армий заключалась в том, чтобы ограничить власть Османской империи. Сегодня кажется, что европейская политика заботится только о том, чтобы свести ее в могилу» (письмо 1835 года генералу Эрнсту Миттлеру, позже это многостраничное письмо Мольтке опубликовал в форме литературных записок).
Далее, 1853 год. Джон Рассел, совершенно неожиданно примкнувший к правительству Пальмерстона, заявляет в Парламенте: «русский царь описывает нам Турцию, как человека, впавшего в дряхлость, больного человека», ну и далее распинается, что это не так, совсем не так, вон, даже последний контрудар под Лиманом… ой, простите, это я что-то увлекся.
Наконец, Сеймур. Дело в том, что он никаких записок не оставил, и с его бумагами работал английский историк Гарольд Темперли, который и написал, что согласно бумагам Сеймура царь говорил примерно следующее: «Турция, кажется, разваливается, падение будет большой бедой. Очень важно, чтобы Англия и Россия пришли к совершенному взаимопониманию ... и чтобы ни одна из них не предпринимала никаких решительных шагов, о которых другая не знает.
У нас на руках больной, тяжелобольной человек, будет большое несчастье, если он на днях ускользнет из наших рук, особенно до того, как будут сделаны необходимые приготовления». Проблема была в том, что он выдал это не как прямую речь Сеймура, а как описание по мотивам прочитанного. То есть это фраза не Сеймура, или Николая со слов Сеймура - это изложение Темперли, сделанное в… 1936 году (Гарольд Темперли «Англия и Ближний Восток», 1936 год).
Но когда же появилось впервые словосочетание «больной человек Европы»? А отвечу. Без проблем. 12 мая 1860 года в передовице «Нью Йорк Таймс». Цитата (напиано прям перед Садовой): «Положение Австрии в настоящий момент само по себе не менее угрожающе, хотя и менее тревожно для мира во всем мире, чем положение Турции, когда царь Николай пригласил Англию составить вместе с ним последнюю волю и завещание «больному человеку Европы». В самом деле, вряд ли можно ожидать, что еще двенадцать месяцев пройдут счастливо для дома Габсбургов, и что Австрийская империя не потерпит  катастрофу, не имеющую себе равных в современной истории со времен разделов Польши».
То есть, в сухом остатке.
  1. Николай I не называл Турцию «больным человеком Европы». По крайней мере, нам об этом ничего не известно.
  2. Первым намекнул на «больного человека на Босфоре» Гельмут фон Мольтке, а озвучил канцлер Меттерних в 1839 году.
  3. Словосочетание «больной человек Европы» впервые зафиксировано в американской прессе спустя четыре года после Крымской и относится оно… к Австрии.
Ну и напоследок. О «больных человеках Европы» разных лет.
1917 год - американский репортер Чарльз Крейн во все той же «Нью Йорк Таймс» называет Россию «больным человеком Европы». По мнению Крейна,  Россия - это страна, «страдающая от передозировки преувеличенного модернизма в идеях социалистических реформ», а «опасность для пациента заключается в том, что слишком много шарлатанов а невежественные специалисты боролись за право быть допущенными к постели и давать панацеи».
1960-70-е годы - очень часто и американская, и европейская пресса называет «больным человеком Европы»… Великобританию. Оппозиция в английском Парламенте любит этим козырять, но в Англии в эти же годы так называют… Шотландию. Ну пока там не нашли газ.
1990-е годы. Самый «больной человек Европы» - германия. После объединения Германии «чикагские мальчики» не были уверены, что Коль вывезет, и что Германия не рухнет в стагнацию. Но, как всегда и бывает, американские аналитики ошиблись.
2018 год - при агитации за выход из Евросоюза в Англии чаще всего называют «больным человеком  Европы»… Евросоюз. Вспоминая долговой кризис 2011 года.
Понятно, что в списках «больных людей Европы» всегда сидят Греция и Португалия. Ни у курьезное. Когда название в принципе соответствует действительности. В 2020-2021 годах «больным человеком Европы» называли попеременно то Англию, то Швецию (на начальном этапе) из-за самой большой заболеваемости и смертности от COVID-19.

цитатник, Крымская война, политик, их нравы

Previous post Next post
Up