Холодная война, взгляд со стороны - 1

Aug 24, 2022 20:50

Ну что?
Почитал я вчерашние комментарии, и еще раз пришел к выводу, что наше мировоззрение со времен Крымской не изменилось. Нам легче выдумать за противника какой-то тезис, чем попытаться узнать.
Кроме того, во весь рост встала «ошибка выжившего» - ну, что-то типа «я в Северодвинске в 82-м получал еду по карточкам, значит так было везде», или «я не мог достать молока, поэтому у нас было хуже, чем там». Знает ли человек, как было там? Нет, он вообще не в курсе. Но уверен, что хуже. Более того, я в 1982-м жил в Новочеркасске (в Куйбышев переехал летом 1985-го), ну не было там, в столице Донского казачества, никаких карточек, и особых перебоев с продуктами не было. Могу ли я распространить вот эту местную специфику на весь Союз? Я думаю, что нет, но по логике комментаторов - я с пеной у рта должен отстаивать, что в Союзе все было ништяк.
А мы же все-таки вернемся к теме.
Для начала - то, что предшествовало 1981 году в качестве рационалистического и философского осмысления реальности. И здесь не пройти мимо таких глыб, как Ганс Монгрентау, Раймонд Арон и Кеннет Уолтц (Waltz). Все они внесли большой вклад в выявление коренных причин холодной войны и факторов, приведших к окончанию конфликта. Все они согласны с тем, что было невозможно заключить мирное соглашение между «братьями-врагами» (офигительное выражение «Enemy Brothers», придуманное, как характеристика СССР и США во времена Холодной войны): система «холодной войны» также вряд ли закончится всеобщей войной, но будет длиться вечно. Эти мыслители никогда серьезно не рассматривали возможность распада Советского Союза.
Ганс Моргентау вообще считал, что такое противостояние - двигатель прогресса. Арон назвал противостояние сверхдержав биполярной и гетерогенной системой, которая обладает устойчивой отрицательной связью, а значит - очень устойчива, а значит - будет длиться вечно. При этом все сходились в том, что «мир между системами невозможен, горячая война исключена, холодная война вечна», поэтому и предсказать конец Cold War невозможно, так же как и чью-либо победу, потому что эта победа невыгодна ни ССР, ни США.
Уолтц же вообще выдвинул теорию, что никакая идеология не играет почти никакой роли, по факту, просто от биполярной системы можно ждать больше стабильности, чем от многополярной. США и СССР рано или поздно просто найдут компромисс, и по факту будут править миром по типу британского двухпалатного парламента. При этом вообще неважно, кто сильнее, СССР или США, главное - что никакая третья страна не сможет в обозримое время достичь их силы (это на всякий случай 1981 год, если что).
В общем, к 1980-м в американской социсофии появилось мнение, что как только одна из сторон сделает «первый шаг», начнется поиск компромисса между политическими и национальными интересами СССР и США, который и закончится созданием мирового правительства на основе этого компромисса.
Что в этот момент (1981-1988) происходит в мире? К власти приходит Рейган - по сути - настоящий фанатик, который не хочет идти на переговоры с Советами,, при этом в конце июня 1982 года госсекретарь Хейг уходит в отставку, сославшись на отход президента от «осторожного курса» внешней политики администрации, и Рейган обращается к Джорджу П. Шульцу, который будет занимать пост госсекретаря в течение 6,5 лет.
В этот момент:
- в Израиле происходит полная жопа, и США приходится скакать между двух стульев - с одной стороны поддерживать евреев, с другой - пытаться набирать очки перед палестинцами и Ливаном. Но привело это к «Иран-контрас», что чуть не стоило Рейгану президентства.
- Во всю стоит проблема Никарагуа, Сальвадора и Кубы. До 1984 года США сумеют справиться только с Сальвадором.
- В отношениях с Китаем кризис из-за Тайваня (все, как сейчас).
- Но самое главное происходит в Европе. В ответ на введение военного положения в Польше в декабре 1981 года администрация Рейгана запретила американским компаниям, а также их европейским филиалам или лицензиатам участвовать в строительстве газопровода из Сибири в Западную Германию. Европейские лидеры решительно протестовали против санкций, которые нанесли ущерб их интересам в отношении трубопровода, но не интересам США (которые тогда с великим удовольствием гнали зерно в Советский Союз).
Более спорным вопросом было принятое министрами НАТО в 1979 году «двойное» решение: если Советы откажутся убрать свои баллистические ракеты средней дальности СС-20 в течение четырех лет, то союзники разместят противодействующие силы крылатых ракет и ракет «Першинг II» в западной части страны. Европа. Когда переговоры по этим промежуточным ядерным силам (ДРСМД) зашли в тупик, 1983 год стал годом протеста. Шульц и другие западные лидеры упорно трудились, чтобы сохранить союзническое единство на фоне народных антиядерных демонстраций в Европе и США.
«Першинги» все-таки установили, и Шульц решил, что настало время «возобновить диалог с Советами, если мы сможем». То есть взамен на какие-то уступки убрать «Першинги», но тут… март 1983 года, и Рейган со своей речью про Evil Empire. В воздухе прям запахло ядерной войной, и Шульц чуть не подал в отставку.
В общем, во всей этой непонятке американская социальная философия разрабатывает «теорию первых шагов», и в 1985-м, когда Горбачев делает первые предложение по разрядке - философы прям взвыли от радости! Блин, ну мы же говорили! Вот оно! Йесс!!!

Продолжение следует....


США, теория, политик, их нравы

Previous post Next post
Up