Опять тут читаю Тритена, на этот раз про эволюцию военно-морской тактики флота Испании.
И очень интересно получается.
Вообще, первая военно-морская тактика появилась там в 1520 году, и разработана была Алонсо де Чавесом. Смысл ее самый простой - занять подветренное положение, в сомкнутом строю атаковать и победить. Почему подветренное? Потому что так галерам легче преодолевать волну. Если не получилось - перестроиться в оборонительный строй и уходить. Собственно, это и есть галерная тактика. Ах да, флот был признан отдельным видом вооруженных сил в Испании в 1586 году, за два года до Непобедимой Армады.
Понятно, что когда в Испании возникли большие парусные Армады, эта тактика была автоматом перенесена и на них. Но тут... 1588 год. Англичане избрали "тактику осторожных", выиграли ветер и обстреливали испанские корабли издали, боясь сближаться. И выиграли по очкам.
Естественно, начинается пересмотр прежней тактики. И далее новую тактику разрабатывает Бернардино де Мендоса в 1596-м. Что он делает? Да просто берет за основу тактику англичан времен боев с Армадой! Бинго! Только есть проблема - осторожная тактика, она как бы сражений не выигрывает. Вообще отдавать инициативу в руки противнику еще до сражения - не есть хорошо.
От этой тактики отказались к 1717-му, то есть уже во времена Филиппа 5 Бурбона. Ее основоположником стал адмирал Антонио Гастаньетта. По сути это та же оборонительная тактика, только вживленная в линейную. При этом корабли в этот момент у испанцев строятся мощные (читавшие "Флот Людовика XV" помнят), и если противник сильно лезет на рожон - может и огрести неслабо. Что и происходит в части боев и сражений (вспомним тот же вояж "Глориосо"). Дальнейшее развитие тактики - это 1776 год, лейтенант-генерал Хосе де Массаредо Салазар. Тут появляется первый в испанской тактической схеме элемент атаки - попытка сломать линию противника атакой брандеров и атаковать получившуюся кучу-малу в колоннах. Проблема в том, что эта тактика подразумевала создание маленьких быстроходных брандеров, которые бы смогли сквозь огонь целой эскадры быстро сблизиться с противником, нанести ему повреждения и сломать линию. А такие брандера так и не были созданы. Кстати, созданием подобных брандеров мучились не только испанцы, но и англичане, правда чуть позднее, в 1780-м.
В 1779-м вводится еще одно новшество - это Эскадра Наблюдения, по сути та же самая эскадра Кайзер-флага, резерв, который должен произвести неожиданную атаку, когда линия противника сломается. В 1787 году в испанском флоте стало обязательным обучение офицеров от капитана корабля и выше теоретическим аспектам тактических построений. Но по сути испанская тактика на море как была оборонительной, так и осталась.
Во время Наполеоновских войн произошло следующее - старые опытные капитаны ушли, а на их место пришли капитаны, имеющие мало опыта, но воспитанные на рассказах "диды воевали" и имеющих большую агрессивность, но слабые, и часто - лишь чисто теоретические знания. Добавим сюда снабжение испанского флота по остаточному принципу, нехватку матчасти и экипажей. Что получим? Получим то, что испанский флот раз за разом начал терпеть не просто поражения, а разгромы, эпик-фейлом которых стал конечно же Трафальгар.
Новая тактика(уже парового флота) в Испании была разработана лишь в 1862 году Лобо Малагамбой. Краткий смысл - большие корабли в линию, малые - в крейсерские или минные атаки. Эта тактика с небольшими изменениями была подтверждена в 1929-и и 1935 годах. Особенно интересно, кстати, посмотреть именно на фоне тактики, сражение у Манилы 1898 года между Дьюи и Монтихо. Когда на судебном разбирательстве Монтихо спросили - а какого хрена ты не встретил Дьюи в начале бухты, и дал ему войти в Манильский залив? - лично меня испанского адмирала ответ поразил. Потому что иначе тогда бы не смог выстроить линию и нарушил бы устав. Вам ничего это не напоминает?) Чтобы аналогия была наиболее полной, добавлю, что Монтихо был оправдан помимо всего прочего после того, как о нем "тепло и хорошо" отозвался сам Дьюи. Точных слов американского коммодора я не нашел, но скорее всего фраза была сродни Кокрейновской: "Воевал как настоящий испанец!".)
Новый виток попытки создания морской тактики в Испании начался в 1966 году, но ее так и не разработали до 1982 года, когда Испания вступила в НАТО и приняла на вооружение военно-морскую доктрину Союза.