"-Цель приезда?
-Этнографическая экспедиция.
-Понятно. Нефть ищете?
-Не совсем. Я ищу фольклор. Я буду у вас записывать старинные сказки, легенды, тосты."
(х-ф "Кавказская пленница")
Кавказ - край преданий и легенд. И рождённых не только в отношении событий, реально происходивших (или - никогда не происходивших) здесь в древности. Но и даже в отношении недавних, случившихся на протяжении жизни всего лишь одного поколения и едва скрывшихся в извивах памяти.
Не стала исключением и история гостиницы «Тарелка», появившейся в Домбае (Западный Кавказ) во второй половине прошлого века и успевшая обрасти своими легендами, передаваемыми и устно и письменно, но, зачастую, мало имеющими отношения к реальным событиям.
Попробуем поговорить о некоторых из них.
Карачаево-Черкесская автономная область.
Коттедж горнолыжников.
Фото А.Захарченко.
Почтовая открытка. Министерство связи СССР. МПФ Гознака, 1981 г.
Легенда первая, самая распространенная и красивая, из которой мы узнаём, что:
Эксклюзивная мобильная гостиница «Футуро производства компании «Polykem Ltd.», выполненная в форме «летающей тарелки» (разработка финского архитектора и дизайнера Матти Сууронена) и установленная в 1969 году на склоне вершины Мусса-Ачитара на высоте 2250 м над уровнем моря - это подарок Домбаю от президента Финляндии У.-К. Кекконена после его похода летом того же года, совместно с председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным, по Всесоюзному туристскому маршруту № 43.
Сам впервые услышал об этом в 1981 году и, естественно, поверил. А почему бы и нет, собственно?
- Был У.-К. Кекконен в 1969 году в СССР?
- Был.
- Открывали они тогда торжественно вместе с А.Н. Косыгиным «Чинару» - дачу Управделами ЦК КПСС в Домбае?
- Открывали.
- Прошли оттуда, опять же вместе, Всесоюзным туристским маршрутом №43 через Клухор?
- Прошли.
Ну, вот - и…
https://rustur.ru/dacha-kosygina-kolybel-perestrojkiили:
https://web.archive.org/web/20210116102223/https://rustur.ru/dacha-kosygina-kolybel-perestrojki А сомнения в достоверности этой легенды появились, когда в ходе знакомства с историей освоения и развития жемчужины Карачаево-Черкессии - посёлка Домбай, сам собой возник вопрос:
Почему и зачем в 1969 году «Тарелку» поставили на пустующем склоне горы, в не слишком удобном для посещения месте (примерно 650 метров по вертикали от Домбайской поляны), на 7 лет раньше, чем пришла туда в 1976 году канатно-кресельная дорога (3 очередь) и за 10 лет до того, как «Тарелка» стала использоваться в качестве гостиницы?
При том, что первое здание многоэтажной гостиницы «Домбай» появилось на Домбайской поляне только в 1972-м, в 1970-м - первая очередь канатки, поднимавшей гостей Домбая всего лишь до поляны ЛИИ, откуда до «Тарелки» ещё примерно 500 м по вертикали, а в 1971-м - лишь вторая очередь канатки (до Русской поляны).
Что-то во всем этом было не так…
И в ходе дальнейших поисков информации об истории проекта «Futuro», разработанного в конце 1960-х годов финским архитектором и дизайнером Матти Йоханнесом Сууроненом (1933 - 2013 гг.), в целом и истории домбайской «Тарелки» в частности обнаружилось, что:
- Нет никаких упоминаний ни в финской прессе, ни в прессе СССР о таком подарке президента Финляндии У.-К. Кекконена Советскому Союзу, Домбаю или А.Н. Косыгину. Если бы подобный дар действительно передавался, то уж он никак бы не мог остаться незамеченным в обеих странах.
- Нет ни одной фотографии, подтверждающей появление в 1969 году «Тарелки» на склоне Мусса-Ачитара. Вот и фотоальбом В.Гиппенрейтера «Теберда - Домбай», вышедший в московском издательстве «Советская Россия» в 1970-м году тиражом 50000 экз., такого фото не содержит.
- Отсутствует «Тарелка» на туристской схеме «Теберда - Домбай», изданной в 1971 году ГУ Геодезии и картографии при Совете министров СССР тиражом 178 000 экз.
- Нет фото «Тарелки» и в наборе открыток «Теберда - Домбай», изданных в 1973 году в московском издательстве «Планета» (в отличие от гостиницы «Домбай», открытой в 1972-м) :
- Не видим мы "Тарелки" среди достопримечательностей Домбая в фильме "Домбайская долина" (Творческое объединение "Экран", 1974 год):
https://www.youtube.com/watch?v=SjogTfF7sC0&t=273sили здесь:
https://disk.yandex.ru/i/06YkpuWDc8OEnwв отличие, скажем, от фильма "Домбай", снятого в 1982 году телевидением Северной Осетии и Кабардино-Балкарии:
https://www.youtube.com/watch?v=MbMb3dv9MXs&t=248sили здесь:
https://disk.yandex.ru/i/kWgvaN1beoQF5w - В архиве архитектора Матти Сууронена хранится список изделий «Futuro» производства компании «Polykem Ltd.» с датами их изготовления (или - продажи?) и наименованиями заказчиков, из которого следует, что в 1976 году перед компанией «Polykem Ltd.» заказчиком «Dombai Futuro» выступила советская туристическая компания «Интурист» для использования здания с целью «hiihtomaja» («лыжная база»). И - никак не в 1969 году.
- В 2011 году в издательстве «Desura» вышло уже 4-е издание книги «Futuro: Tomorrow's House from Yesterday» (под редакцией Marko Home и Mika Taanila), 192 с., англ. и финск., ISBN: 9789525339130
и один из авторов, историк «Футуро» Marko Home, рассказал, что в конце 1990-х годов брал интервью у человека, который, для осуществления шеф-монтажа здания, представляя компанию-производителя, приезжал из Финляндии в Домбай в 1976 году, чтобы руководить бригадой местных рабочих, которые собирали этот «Футуро», при этом ни словом не упоминая ни о президенте Финляндии, ни о, якобы, подарке, ни о 1969 годе.
А, вот, 1976 год выглядит вполне логичным: построена 3-я очередь канатно-кресельной дороги и возле её верхней станции установлена «Тарелка» - новый символ горнолыжного Домбая.
Ставропольский краевой совет по туризму и экскурсиям.
Вымпел 1980 г.
- многочисленные источники в сети Интернет утверждают, что здание домбайского «Футуро» стало использоваться в качестве гостиницы с 1979 года. Рискну предположить, что гостиница здесь была поначалу лишь в сезон катания с гор. А в межсезонье, в том числе в сентябре 1981 г, когда самому впервые довелось побывать возле и воочию её увидеть, здание оставалось закрытым. Либо - использовалось техническими службами.
Сентябрь 1981 г.
Фото автора.
https://pastvu.com/p/720414 Легенда вторая, дополняющая первую, утверждает:
Одними из первых футуристический дом, спроектированный архитектором Матти Сууроненом, увидели в Советском Союзе - «Тарелка» в Домбай действительно прилетела: необычный дом доставили в горы на вертолёте.
Собственно, из сказанного выше уже понятно, что это было не так. И - не первый, и - не на вертолёте. Да и зачем было её везти собранную и тащить в горы по воздуху?
Легенда третья, родившаяся уже после того, как в октябре 2016 г. «Тарелка» сменила место своей первоначальной дислокации.
Гиды, проводящие экскурсии по посёлку Домбай в один голос утверждают, что переезд гостиницы «Тарелка» на новое место на склоне Мусса-Ачитара был осуществлён с помощью вертолёта.
Вовсе - нет. (И дался же этот вертолёт!) Была изготовлена специальная платформа, после погрузки на которую «Тарелку» с помощью экскаватора отбуксировали по склону к новому месту базирования, расположенному на высоте около 2700 метров над уровнем моря в районе верхней станции четвертой очереди канатной дороги, где она сейчас и находится.
Рассказ об этом (кстати - с упоминанием первой легенды):
https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/37142/ Фрагмент видео процесса перебазирования:
https://disk.yandex.ru/i/MZKAjMisTsxh3w От некоторых гидов, проводящих экскурсии по посёлку Домбай, можно услышать и ещё одну легенду - о том, что первоначально в здании «Футуро» на склоне размещалось кафе.
Это уже совсем - нелепость!
Никогда в домбайской «Тарелке» не было кафе. Просто - сама конструкция и комплектация «Футуро» для использования в качестве кафе должна быть другой. Были у компании «Polykem Ltd.» и такие - «kahvila» («кафе»). А та «hiihtomaja», что стоит на склоне Мусса-Ачитара, для этих целей не приспособлена.
Но, вот, поди ж ты! Самому довелось услышать в 2021-м…
Какие же ещё легенды возникнут вокруг истории домбайской "Тарелки", интересно?
18 декабря 2023 года.
Необходимое дополнение, поскольку обратил внимание, что многие сторонники второй легенды, в подтверждение её, ссылаются на фото 1969 года:
Не обращая внимания при этом, что транспортировка дома "Футуро" здесь осуществляется с использованием вертолёта Boeing CH-47 Chinook Военно-воздушных сил Швеции. И ничего не говоря о последующем монтаже этой конструкции в районе Стокгольма:
Все использованные материалы - из личного архива и открытых интернет-источников, включая «Википедию», которая «знает всё обо всём».