65 лет реактивной пассажирской авиации СССР.

Sep 15, 2021 10:59

С юбилеем, омичи!
Из сегодняшнего "далека" особые чувства вызывает событие (поистине - историческое!) 65-летней давности,  участником которого был наш город.
15 сентября 1956 года в Советском Союзе был выполнен первый регулярный пассажирский рейс № 03/04 на реактивном самолете "Ту - 104" (СССР-Л5415) по маршруту: Москва (Внуково) - Омск - Иркутск.

Газета "Омская правда" писала тогда:



Источник: газета "Омская правда" №218 (5756) от 15 сентября 1956 г.



Источник: газета "Омская правда" №219 (5757) от 16 сентября 1956 г.

Интересна и судьба этого борта-"первооткрывателя".
Первый полет с аэродрома завода №135 в Харькове борт СССР- Л5415 совершил 18 июня 1956 г. Поднял его в воздух экипаж летчика-испытателя Ф.Ф. Доценко.
9 и 11 августа 1956 года, в рамках заводских испытаний, борт СССР- Л5415, управляемый летчиком-испытателем ВВС майором Рыбкиным, совершил два контрольных облета, после чего самолет был официально передан заказчику.
15 августа 1956 г. экипаж заслуженного пилота СССР Е.П. Барабаша перегнал самолет в Москву, и в тот же день он официально был закреплен за авиаотрядом реактивных самолетов №200, базировавшемся в аэропорту Внуково.
16 августа 1956 г. самолет выполнил первый технический рейс в Прагу и обратно, продолжительность которого составила 6 ч. Возглавлял экипаж в том полете известный летчик-инструктор Гарольд Дмитриевич Кузнецов.
В разное время управлять бортом СССР-Л5415 довелось многим известным пилотам 200-го авиаотряда, в том числе К.П. Сапелкину, Н.К. Шапкину. Также за штурвалом борта СССР-Л5415 сидел будущий личный пилот Л.И. Брежнева, командир 235-го авиаотряда особого назначения а затем министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев.
15 сентября 1956 г. - экипаж в составе: командир - Е.П. Барабаш, 2-й командир - командир отряда К.П. Сапелкин, 2-й пилот - С.Н. Кустов, штурман - А.С. Калинин, бортрадист - Р.А. Горин, бортмеханик - В.С. Томин, бортпроводники - З.В. Кабанова, В.М. Бесова выполнил первый в СССР регулярный пассажирский рейс на реактивном лайнере по маршруту Москва (Внуково) - Омск - Иркутск.
22 сентября 1956 г. этот же борт (экипаж под командованием К.П. Сапелкина) открыл линию Москва (Внуково) - Тбилиси.
В октябре 1956 г. борт СССР-Л5415 побывал в аэропортах Дели и Рангуна (ныне Янгон, Мьянма).
6 января 1957 г. экипаж под командованием Н.А. Усанова на этом самолете выполнил рейс в Пекин. Пробыв в воздухе 16 ч и совершив 6 посадок (одна из которых была, опять же - в Омске: https://disk.yandex.ru/i/XCVtH13p2nIUkw), 7 января 1956 г. борт СССР-Л5415 вернулся в Москву с делегацией Китайской Народной республики, которую возглавлял премьер-министр Госсовета КНР Чжоу Эньлай. В аэропорту Внуково китайскую делегацию встречали Н.С. Хрущев и К.Е. Ворошилов.
В апреле 1958 г. борт СССР-Л5415 был передан в 203-й авиаотряд Узбекского УГА, где проработал всего несколько месяцев и в августе 1958 г. был выведен из эксплуатации. К этому моменту общий налет воздушного судна составил лишь 1595 часов.
Тогда же, в августе 1958 г., самолет перегнали на Украину,  в киевский аэропорт Жуляны, где он был отбуксирован на учебный аэродром и стал учебным пособием Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне - Национальный авиационный университет) при подготовке инженеров и техников к предстоящему открытию авиасообщения на "Ту-104" между Москвой и Киевом.
К началу 1980-х гг. самолёт был полностью выведен из учебного процесса, после чего было принято решение установить его на постамент, на котором он находится и по сей день, являясь украшением экспозиции созданного Киевского Государственного музея авиации.



А Омск не только принял тогда первый пассажирский рейс "Ту-104", но и серийно производил самолёты этого типа: в период с 1955 г. по 1960 г. заводом №166 (сегодня это - ПО «Полёт» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева») было выпущено 54 самолёта для Аэрофлота, 4 - для авиалиний ЧССР и 3 - по заказу Министерства обороны СССР.
(информация из открытых интернет-источников).

ту-104, история СССР, старые газеты, событие, Омск, 1950-е, авиация

Previous post Next post
Up