История навела на размышления о "невидимой руке рынка", монотоварах и Косово и прочих территориях.
К 1660 г. посевы традиционных для Ирландии культур - пшеницы, ячменя и репы - вытоптали не раз вторгавшиеся в Ирландию отряды английской армии. Единственным спасением от голодной смерти стали недавно завезенные из Нового Света неприхотливые высокоурожайные клубни.
Вскоре картофель превратился в национальную еду, причем настолько характерную именно для Зеленого острова, что англичане называли его не иначе как «ирландским», несмотря на американское происхождение.Ирландцы полюбили картошку на 150 лет раньше жителей континентальной Европы, которые долго считали ее ядовитой и даже вызывающей опасные болезни, включая золотуху, сыпной тиф и проказу. Можно представить себе, как потешались островитяне над своими боязливыми соседями. К началу XVIII в. карто¬фель стал кумиром ирландского крестьянства. Клубни, богатые витаминами В1, В2 и жизненно важными минеральными веществами, спасали бедняков от голода даже в самые неурожайные годы. Благодаря высокому содержанию в картофеле аскорбиновой кислоты ирландцы забыли о пин] с, а приготовленное с молоком пюре служило источником витаминов А и D. Картофель ели па завтрак, обед и ужин.
Безусловно, именно эта урожайная культура поддерживала высокую плодовитость и самих ирландцев. Их численность увеличилась с 2 млн в 1780 г. до 5 млн к началу XIX в. и до 8 млн к 1841 г. Такие удивительные темпы прироста населения в большей степени были обязаны буму рождаемости, чем снижению смертности. К началу «картофельного голода», В середине 1840-х гг., в Ирландии проживало 9 млн человек, и по плотности населения страна вышла на одно из первых мест в Европе, а в отдельных местностях эти цифры даже приближались к рекордным показателям густонаселенных районов Китая.
(ЮТ: Вот это меня больше всего поразило. Я, конечно, слышал, что в 19 веке шёл взрывной рост населения в Европейских странах. Но я как-то не предполагал, что оно удваивалось каждые 30 лет.
Для сравнения Согласно первой переписи населения Великобритании, проведенной в 1801, население Англии и Уэльса составляло почти 9 млн. человек, а Шотландии - более 1, 5 млн.
Отсюда В 1815 году Великобританию (видимо, вместе с Ирландией) населяло около 13 миллионов человек, к 1871 году это число удвоилось, а к 1914 году перевалило за 40 миллионов
Отсюда В любом случае, население Ирландии начинало быть сопоставимым с Британским. А учитывая весьма непростую историю, я не удивляюсь, что анличане занервничали)
В 1845 началась эпидемия грибкового заболевания картофеля - фитофтороза. В 1845 с погибла половина урожая, в 1846 весь урожай. Потом болезнь отступила, но продолжала портить картофель еще два года - до 1848 г.
Ирландцы начали умирать от голода. Ослабленные люди становились легкой жертвой болезней, в частности цинги и сыпного гифа. Убийственную работу, начатую эпидемиями фитофтороза и сыпняка, завершила необычно морозная зима 1846- 1847 гг.
(ЮТ: стоит обратить внимание, что Ирландия тогда входила в состав Великобритании. Не была колонией, а именно входила. Представьте себе такой голод где-нибудь в Смоленской губернии, например, и реакцию на него царского режима).
Из-за голода и вызванной им массовой эмиграции в Америку население страны за 20 с лишним лет сократилось почти вдвое. (ЮТ: а население Великобритании двукратно выросло- и проблема численности ирландцев была снята).
Совсем рядом, по ту сторону неширокого Ирландского моря, находилась Англия, богатейшая страна мира с излишками продовольствия, которые позволяли ей прийти на помощь бедствующим соседям. Однако среди англичан господствовало мнение, что газетчики сильно преувеличивают масштабы ирландской трагедии. К тому же это была эпоха, когда популярный политический реформатор и автор нравоучительных сочинений Сэмюель Смайлз пропагандировал идеи самоспасения и бережливости и общество выступало категорически против любого вмешательства государства и дела свободного рынка или провидения.
Наконец английский политик Чарлз Тревельян организовал в Ирландии бесплатную раздачу супа примерно трем миллионам голодающих, хотя сам считал это выброшенными на ветер деньгами. По его словам, «главное зло, с которым надо бороться, не физическое зло собственно голода, а моральное зло, связанное с эгоистичным, порочным и буйным нравом этого народа».
Спасаясь от голодной смерти, миллионы ирландцев эмигрировали в Америку, нередко в «плавучих гробах», пассажиры которых гибли в пути от дизентерии и тифа. В США и Канаде переселенцев встречали без энтузиазма. Многие из них надолго застряли в карантинных бараках на островке Гросс-Иль в устье реки Святого Лаврентия. Здесь умерли сотни ирландских женщин и детей, а мужчины поклялись отомстить английским землевладельцам, которые заставили их подыхать на чужбине.
http://istorfakt.ru/