Dec 06, 2016 17:05
- Впечатлило количество участников. Пишут про 600 детей без учёта ведущих станций - вообщем, реально забиты были все классы. Т.е. такого на игротеках 2-3 года назад не было.
Вёл станцию Задачи на переправы. Волки-козы-капусты; но есть кое-что посложнее-поинтереснее.
- Любопытно смотреть за эффектом шаблона мышления. Всем известна задача про Волка-козу-капусту. Таких фигурок не было, поэтому задача трансформировалась в кролик-морковка-медведь. Ребёнок - «О, задачи на переправы. Знаю-знаю, это про волка» - Даёшь ему медведя и морковку. И реальное зависание системы…
- Основная проблема решения задач такого типа - выйти за плоскость. Додуматься, что можно (и нужно) возить объекты туда-сюда.
- Откровенно удивило отсутствие прописанного алгоритма решения (по крайней мере, в сети я сходу его не нашёл). Алгоритм - последовательность действий, которая однозначно приведёт к решению (или пониманию, что решения нет). Все решающие и ведущие решали скорее «методом тыка». Но это как-то неправильно. Вроде по логике надо уметь выделить и сформулировать узкие точки и потом именно их как-то таскать туда-сюда.
- Впечатлило количество умных детей. Некоторые буквально рвали эти задачи, быстро доходя до верхнего уровня сложности. Особенно впечатлила одна девочка, которая толком читать не умела, воспринимала задачи на слух - но брала задачи, на которых зависали компании родителей.
В целом по игротеке (и задачам на переправы)
- Интересно было бы пообщаться с автором таких задач. В чём их смысл, чему они предположительно должны научить? Для меня серьёзной проблемой является то, что я не вижу им практического применения. Да, любопытно, да, учит строить схемы, переводить из конкретных предметов в символы… Но задачи выглядят абсолютно абстрактными. Думаю, никто никогда не будет перевозить 4 рыцарей с толпой оруженосцев, которые не дружат друг с другом. Да, на заре моего знакомства с компьютерами элементарно было придумать чисто практическую задачу - когда надо было впихнуть ворох частей программ в 16килобайт оперативки, постоянно обмениваясь с внешними носителями. Да, раньше в походах можно было предположить задачу типа - минимальной верёвкой закрыть максимальную стену. Но сейчас по-моему мощность ресурсов такова, что придумать задачу на такую оптимизацию… Логичный вопрос от ребёнка - чем гонять 20 раз лодку туда-сюда не проще/дешевле ли один раз мост построить?
- И аналогично - я уже несколько лет смотрю на математические игротеки, просматриваю журналы типа Квантика… И у меня ровно такое же детское непонимание практического применения многих задач. Т.е., если мне последует детский вопрос - зачем учить математику? (зачем уметь решать задачи на большинстве станций) - я не смогу внятно и доходчиво ответить. Т.е. зачем уметь по проекциям сложить объёмную фигуру - это понятно. Можно понять, зачем уметь уложить выкройки в минимальную площадь (хотя такие задачи уже намного проще решать на компьютере тупым перебором, нежели заморачиваться). Зачем уметь быстро считать в уме и оценивать правдоподобность результатов, зачем статистика… Но важно, что во всех этих задачах ключевым является не математика, а практическое применение математики. Поэтому оно наглядно, доходчиво, объяснимо ребёнку. И он обучается на практике, органично, просто среда обучает. Это примерно как - если ты учишься бегу, чтобы играть в футбол - это доходчиво. Он будет перед матчами и во время матчей бегать и тренироваться сам по себе. Обыграть друга в «Танчики» - понятно. Узнать, сколько будет дырок при сложении листа… Гм.
Бег ради бега под лозунгом - бег-это интересно… Вот очень много станций - абстракция. Понятно, что я - не математик, мне не хватает горизонта увидеть в простейшем отдалённый смысл. Я знаю, что на практике, в жизни, я буду действовать по другому. Мой крестьянин просто привяжет на хрен волка и повезёт всё последовательно. А если практика говорит о другом - то в чём фан этих матзадач? Но из серии - будем вникать дальше.
детское,
досуг,
Москва