Крым, заметки на полях, об изменениях (по сравнению с украинскими временами и прошлым годом)
- Крым пуст. Нет, разумеется, все московские авиарейсы забиты, гостиницу на 09 мая в Севастополе мы забронировали с большим трудом и только на Северной стороне, но… Я помню Крым на майские в «януковичские» времена. Когда в горах ВСЕ стоянки были заняты, когда на вокзалах было не протолкнуться от многочисленных групп туристов. Теперь их практически нет. Да, дорогие гостиницы в Крыму подзаняты - но непритязательный туризм украинцев и небогатых россиян почти умер. Да что там - сколько там поездов приходило в Крым ежедневно? Штук 30, если не больше? 18 тыс в день только железнодорожным транспортом, не считая тех, кто ехал на машинах через Перекоп. Теперь этого всего нет.
Пусты мелкие и дешёвые гостиницы. Мало людей в столовых. На трассе Симферополь-Ялта по сравнению с мирными временами очень мало троллейбусов и автобусов-маршруток. Я ещё помню времена, когда троллейбусы ходили каждые минут 15-20… Сейчас - раз-два в час. Да, энергоблокада - но и микроавтобусов-то тоже нет. Даже хвостов-пробок, которые раньше выстраивались из-за них на трассах, тоже почти нет. Да, конечно, летом будет получше. Но невооружённым глазом видно, что нормального полного восстановления не будет.
Пишут про серьёзные проблемы с рабочей силой. Раньше в Крым на заработки ездили украинцы из близлежащих областей. Теперь им нужен патент. Россияне из Краснодарского края поедут работать на Черноморское побережье Кавказа. Таджиков завозить самолётами?
Ну и вообще по оборванным связям очень напоминает 1991 год. Когда вроде бы всё есть, но… «Порвалась цепь великая, Порвалась - расскочилася Одним концом по барину, Другим по мужику!.»
Вот смотришь - кафе на трассе Симферополь-Ялта. Какая артерия! Тысячи машин. Железка из Симферополя… А теперь - ну кому оно там теперь нужно? Тем, кто прилетел, взял машину напрокат? (кстати, резко увеличилось количество прокатных контор, а Европкар ушёл). Здесь многолетний труд и огромные вложения хозяев никому не нужны. Теперь другие трассы важнее - та же Керчь-Ялта. Хозяйственные связи порвались - откровенно плохо всем.
Интересно, что говорят опросы по поводу того, что бы выбрали крымчане (если бы был такой выбор) - жить при Януковиче (с хорошими связями с Россией, дружбой, туристами и т.п.) или как сейчас оказаться в России? Вспоминают ли они с тоской и ностальгией о времени, когда ещё был Панда? Понятно, что с майданаутами, устроившими переворот, им не по пути; я уверен, что в выборе - сегодняшний Киев или сегодняшняя Россия - последняя в Крыму победит с результатом под 90%. Вопрос именно что - нормальный мир под Украиной или вот противостояние, но в России?
Кстати, в целом этот вопрос - хорошая проверка на адекватность и перспективы современной России. Если ответ будет - в России лучше (чем при Яныке), то мы сумели выстроить пусть не очень, но в принципе привлекательную модель.
Но общее ощущение от пустых гор - грусть. Жили же нормально - зачем было Януковича свергать?!?
- Несколько иное настроение в Севастополе. Да, там тоже с туристами стало намного хуже. Но в целом это - российский город, причём из фанатично-патриотических. Я посмотрел, какой популярностью там пользуются ветераны российских и советских вооружённых сил. И сколько их там. Т.е., если сейчас киевские бандеровцы каким-то немыслимым образом захватят Севастополь и попробуют ввести все те законы, которые сейчас действуют на Украине (о запрете сериалов, о связях с Россией, стиль отмечания советских праздников) - то вот там с огромнейшей вероятностью будет партизанское движение.
Хороший штрих - это посмотреть, какие сувениры предлагают торговцы (что раскупается). Там и близко не было ничего совсем уж нейтрального, в европейском стиле. И, кстати, российские флаги - далеко не самые популярные (год назад они встречались чаще) - в ходу военная атрибутика (часто времён не Красной, а советской армии и флота) и красные флаги СССР, иногда замаскированные под Знамя Победы. Георгиевские ленты есть и их носят, но не настолько приторно и общераспространённо, как в России - всё-таки больше красных знамён и орденов ВОВ.
Ну из бытовых зарисовок:
- Более-менее достроили терминал аэропорта в Симферополе. Теперь он там по крайней мере есть как класс (в прошлом году практически и не было)
- Работают некоторые транснациональные фирмы (Баскин Робинс, Адидас, Экко, Бест Вестрен…), но при этом из общероссийских сетевых заправок есть только Лукойл, из банков - Генбанк и РНКБ (ну и единственный по-моему офис банка «Россия»).
- В магазинах появились украинские продукты (в прошлом году практически не было). Но всё-таки основная масса - Кубань, остальная Россия и местные.
- По контрасту со спокойной Москвой чувствуются последствия отключения электричества. В принципе, на практике это ощущается слабо. Оно (тревожность) в объявлениях типа - «Такого-то апреля впервые после введения режима чрезвычайно ситуации запущены электропоезда / троллейбусные маршруты номер» - «приносим извинения за неустойчивое качество связи в связи с режимом ЧС» или нулевой освещённостью городского парка в Алуште - это в условиях тёмных южных ночей. Как бы очень подчёркивается хрупкость нашего ощущения комфорта.
- Постепенно Крым становится всё более цивильным. В первую очередь это складывается из ощущения какого-то порядка, стабильности что ли. Появляются красивые указатели, красивые вывески; сносятся какие-то убогие палатки Вороньей слободки - а взамен вырастают киоски европейско-собянинского типа. Да, это всё медленно- но всё-таки так приятно, когда палатка с пирожками становится похожей на палатку с пирожками, а не будку; когда в столовых пусть простенький икеевский - но всё-таки стиль. Но всё-таки сколько ещё откровенного хлама… Обустраивать и обустраивать…
- От ощущения, что здесь когда-то была Украина, не осталось почти ничего. Т.е. это надо долго и целенаправленно искать. Украинскую речь не слышали вообще ни разу, практически никаких вывесок не осталось, обменники позакрывались… Общее ощущение - как у меня было в Советском Союзе где-нибудь в Белоруссии или на Украине - т.е. да, тебе говорят - другая республика, да, попадаются всякие кафешки национальной кухни - но Россия-Россией.
- В некоторых точках начали принимать кредитные карточки. Причём уже в московском стиле - принимаете ли вы карты? - (с некоторым удивлением) - Да, конечно (как мы можем не принимать-то, за кого вы нас держите?)
Про дороги
- Объясните, какой альтернативно одарённый, …, на самостийной Украине додумался устанавливать знаки приоритета метрах в 10 ПОСЛЕ перекрёстка???!? Это что, означает - отсюда и дальше у тебя главная дорога? А если «отсюда» - это километров на 10-20? Причём знаки «Уступи дорогу» ещё попадаются, а вот «Главная» - сплошь и рядом, особенно в степном Крыму (в городах частично поправили), стоит именно так.
- За последний год качество дорог стало заметно хуже. Вернее, оно стало другим - в крупных точках огромные ямы хоть как-то подлатали. Но вот то, что между ямами, стало хуже - и колейности больше, и кочек всяких…
- Полный ужас Крыма - неравномерность дорожного покрытия. Едешь - загородная дорога, качество более-менее, скорость 90, всё замечательно, плавный поворот - а там хлоп и через всю дорогу яма глубиной сантиметров 20-30. 20-30 - это не преувеличение, это реальность. Такой вот лежачий полицейский без знаков. И вот такая фигня сплошь и рядом - и в Алуште, и в Ялте, и в Симферополе, и в Севастополе (особенно на Северной стороне), на объездной вокруг Симферополя… Удивительно, что нигде так и не пробили колесо.
- В Крыму понимаешь, насколько всё-таки цивильной стала Россия (и особенно окрестности Москвы). И по качеству дорог, и по наличию указателей (указатели на международный аэропорт Симферополя отсутствуют как класс, например), и по манере вождения. Я просто офигел, когда в Крыму на трассе увидел, как какой-то джип пересёк двойную сплошную и пошёл на обгон по встречке. Нет, никакой прямой угрозы аварии там не было - просто у нас я уже не припомню, чтобы у меня на глазах кто-то выкидывал что-то похожее.
- Дорогой бензин - около 40 рублей за литр 95.