Германия: от югославских войн до украинской войны - 4

Feb 21, 2023 09:21

Германия при Меркель и после нее
Подпорченная из-за Иракской войны дружба со Штатами при евроатлантистке Ангеле Меркель вновь окрепла, особенно при демократах и заевропейцах Обаме и Байдене (с перерывом на правление Трампа).
В Восточной Европе и Прибалтике немцы играли главную роль, и после включения этих территорий в ЕС роль Германии в нем выросла и опередила французскую.
Саркози попытался вернуть руководящую роль Франции, создав Союз для Средиземноморья - противовес Восточному партнерству. Но успеху помешала Арабская весна, а социалист Олланд (2012-2017) окончательно уступил лидерство. Макрону пока не удается его вернуть.

Но Меркель не пришлось насладиться плодами успеха - её правление превратилось в сплошное разруливание кризисов.
В 2008-м Германии, как самой мощной экономике пришлось тащить весь Евросоюз.
Да и без всяких кризисов Германии была отведена роль всесоюзной кормилицы. Но не заметно было, чтоб канцлершу сильно волновало развитие немецкой промышленности (хотя в кризис бизнес, конечно, поддерживали, чтоб не сдох). Скорее она защищала интересы финансистов, что ярче всего показал греческий долговой кризис 2009-го: Меркель и не подумала ослабить удавку; обложки греческих журналов запестрели ее фотками с характерными усиками.
Ее курс на зеленую энергетику, конечно, тоже не способствовал росту промышленности.
При Меркель бурно развивались связи с Китаем: резко вырос товарооборот, Китай успешно получал доступ к немецким технологиям, при Меркель возникла китайская идея «один пояс, один путь» и Китай обошел Германию в списке крупнейших экономик. А германский ВВП хоть и вырос за правление канцлерши больше, чем среднеевропейский, но темпы роста упали раза в три.

В 2015 случился миграционный кризис - последствия Арабской весны. У Меркель был небольшой выбор: либо получить катаклизм на Балканах и на Юге ЕС - либо попытаться поток мигрантов ровным слоем размазать по всему Союзу. Притом немецкая молодежь к идее принять мигрантов отнеслась положительно, как к шансу показать миру, что немцы белые и пушистые и не имеют общего с проклятым прошлым.
Но в итоге это вышло боком, особенно после серии предвыборных европейских терактов.
Консерваторы теряли рейтинг, и в целом по ЕС росла популярность евроскептиков.
Точнее, о росте голосов именно у правых было много шума, но на самом деле росла поляризация общества: новых сторонников набирали оба крайних полюса, и правый - националисты-евроскептики, и левый - зеленые.
Особенно сильны зеленые в Германии все по тем же причинам: немецкая молодежь ощущает себя больше европейцами, чем немцами (а если и немцами - то скорее жителями своих федеральных земель). А зеленые - это партии проевропейские и глобалистские. Именно они на последних выборах показали самый большой рост.
Естественно, они же в правительстве Олафа Шольца оказались главными русофобами и ястребами.
Анналена Бербок, из партии зеленых, глава МИДа Германии: «Мы ведем войну против России».
Немцы молчат о единстве немецкой нации, ибо это напоминает им о неприятном прошлом. Но, ирония судьбы: как часть единой европейской цивилизации они косплеят политику Третьего рейха - расширение объединенной Европы на восток.

геополитическая история, империализм, Балканы, Германия

Previous post Next post
Up