Хотя сегодня все внимание приковано к войнам в Европе и на БВ, самая опасная конфронтация назревает в АТР. Где сталкиваются интересы двух крупнейших держав, США и Китая [Европа все еще является третьей, но успешно самовыпиливается с помощью зеленого курса и политики нулевого роста].
АТР уже с начала прошлого века является зоной американских интересов, согласно изоляционистской доктрине Монро.
После ВМВ амеры начали здесь сколачивать двухсторонние альянсы (1951 - с Японией, с Филиппинами, трехсторонний с Австралией и Н.Зеландией; 1953 - с Ю.Кореей; 1955 - с Тайландом; с Тайванем). Но в 1970-х при администрации Никсона Штаты задружились с Китаем против СССР (гениальная идея Киссинджера) и сосредоточились на европейских и ближневосточных делах. И своими руками взрастили себе конкурента. Несговорчивого притом. Если при такой же угрозе со стороны японской экономики удалось продавить Японию на соглашение Плаза (1985) и погрузить в "потерянное десятилетие" 90-х, то Китай на уговоры не поддавался (возможно, наученный именно горьким японским примером). К тому же союз с Европой не принес Штатам ничего, кроме внутренних проблем, и возродил изоляционистские настроения - что привело к избранию Трампа. А Трамп обратил взор на традиционную сферу американских интересов. Тем более, что здесь, на огромном океаническом пространстве от восточного побережья США до Индийского океана, сосредоточено сегодня более половины населения, более половины мирового ВВП и 2/3 экономического роста.
И здесь американцы столкнулись с набирающим мощь Китаем. Впрочем, возможно, Китай уже и проскочил момент своей мощи, но амеры все равно опасаются его превращения в гегемона и намерены это предотвратить.
Начал противостояние с Китаем еще Трамп. Но если либерал и изоляционист Трамп имел в виду торговое, технологическое и промышленное лидерство США и начал с Китаем торговую войну (добившись первичных успехов), то заевропеец и фашист Байден имеет в виду военно-политическую гегемонию и возродил политику сколачивания военных альянсов и провоцирования войны.
И, нужно сказать, добился немалых успехов.
Правда, основной американский союзник здесь Япония, поэтому ее пытаются впихнуть в любую коалицию, но японцев в регионе ненавидят все, так что это мина под любые будущие альянсы. Но вот так удачно совпало, что в последние годы в Ю.Корее и на Филиппинах сменились лидеры на ярых проамериканцев, которые готовы поддержать любые их инициативы. А в самой Японии единственного даже не нейтрального, а умеренно проамериканского политика Синдзо Абэ как раз замочили. Поэтому амеры:
- создали АУКУС с Австралией и Британией и договорились произвести для Австралии атомные подводные лодки;
- перестроили сотрудничество с Японией, подписали договора о совместной разработке и производстве ракет,создании общей с Австралией сети ПВО и ПРО, проведении военных учений;
- вовлекли Ю.Корею в тройственный альянс с США и Японией; по сути создается объединенное американо-южнокорейское ядерное командование;
- в апреле провели трехсторонний саммит США, Филиппин и Японии, а с 22 апреля по 10 мая прошли совместные военные учения в Южно-Китайском море, с участием австралийцев и французов. И в рамках учения развернули на Филиппинах ракетные комплексы Тифон, с помощью которых можно и Томагавками пулять.
Итого: американо-японская дуга охватывает весь Китай: в альянсе с Южной Кореей на севере (Восточно-Китайское море), с Филиппинами в центре (Южно-Китайское море). А на юге, в Индийском океане - альянс Quad с Индией и Австралией.
Правда, Индия пока не настроена на конфронтацию; впрочем, как и Австралия, которая предпочла бы с Китаем торговать, а не воевать. Но цэ таке; вспомним, что и Путин только о торговле и мечтал.
Вьетнам,традиционно имеющий сложные отношения с Китаем, тоже подумывает об оборонном сотрудничестве со Штатами. Вне оси остается разве что Мьянма (бывшая Бирма), в которой в 2021-м произошел военный переворот, и новая власть проявляет интерес к сотрудничеству с Россией.