Очень большая игра - 4. И снова багдадская железная дорога

Apr 10, 2024 16:34

Эрдоган пользуется геополитическим положением Турции, чтобы шустрить сразу на всех направлениях.
Самое успешное из них сегодня - политический проект Тюркского единства, с помощью которого Турция замещает Россию в зоне ее бывшего влияния в Закавказье и Средней Азии. Соответствующий экономический проект - Транскаспийский транспортный коридор из Турции через Азербайджан в Среднюю Азию и далее в Китай.

Однако, экономика - слабое место Эрдогана, это связано с выбором экономической модели - сборочного цеха Европы, которую закономерно лихорадит вслед за европейскими рынками. И между прочим, Турция в этом качестве еще и конкурирует с Китаем, который тоже столкнулся с ограничениями, пытался развивать внутренний рынок и все же вернулся вновь к экспортной модели.
Внешние инвестиции снижаются, и Эрдоган пытается их восстановить. После выборов 2023-го он предпринял шаги по замирению с западом на вильнюсском саммите НАТО.
Другим направлением для поиска инвестиций стал Персидский залив. В июле Эрдоган посетил ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию, рассчитывая на то, что они раскошелятся.

Разворот к арабскому миру также имеет и политическое измерение, конкуренцию с Ираном, еще одним претендентом на региональное лидерство.
После того, как в начале прошлого года Китай замирил с арабами Иран, а Россия - Сирию, давний перекресток торговых путей на БВ, Турция спешно родила альтернативный проект «Путь развития» - транспортный коридор через Багдад и Мосул до Басры и Персидского залива.
Это практически та же самая дорога, из-за которой перессорились великие державы перед ПМВ.


Конкурирующий проект Ирана «Персидский залив - Черное море» - от Персидского залива и южного Ирана, через весь Иран на север, затем через Закавказье в грузинские порты Поти и Батуми на Черном море. Таким образом Иран создал бы альтернативные пути в Европу и снизил зависимость от транзита через Турцию.
Еще одна альтернатива - коридор «Север - Юг» из России через Иран в Индию; хотя с Европой через Россию уже не поторгуешь из-за сво и европейских санкций.


Через Иран (и Туркмению) может пройти и часть китайского «Пояса и пути» - на Индийский океан и Персидский залив с юга, в Европу с севера.
Китай считает Иран одним из ключевых партнеров и собирается инвестировать в него огромные бабки. И прицеливается на инвестиции в портовые мощности разных стран Персидского залива и Индийского океана, получая контроль над значительной частью ближневосточной торговли.

Турция подъезжает ко всем потенциальным противникам Ирана, которые могли бы заблокировать как МТК «Север - Юг», так и проект «Персидский залив - Черное море». Не говоря уже о возможных конфликтах, которые ослабили бы Иран.

На юге Турция выбирает сотрудничество с Ираком. Хотя сегодня Ирак и входит в шиитскую ось, но не стоит забывать о 10-летней Ирано-Иракской войне при Саддаме, когда Ирак претендовал на населённую арабами иранскую провинцию Хузистан, но отвоевать их ему не удалось.
На севере можно отрезать Армению от Ирана, если Азербайджан захватит Сюникский коридор, а для Турции откроется прямой путь в Центральную Азию через Азербайджан.
Алиев делает экспансионистские заявления по поводу проживающих в Иране тюрков, явно испытывая эйфорию от отвоевания Карабаха и ощущая турецкую поддержку.
Кроме того, Азербайджан в военной сфере сотрудничает с Израилем, настроенным резко антиирански. Правда, после начала операции в Газе отношения Турции с Израилем испортились, Стамбул даже первым ввел против него санкции.
Однако после ракетного удара Израиля по консульству Ирана и угроза их конфликта велика как никогда. И явно не будет недостатка в желающих открыть второй фронт против Ирана.

торговые пути, Иран, большая игра, Турция, Ближний Восток

Previous post Next post
Up