Aug 15, 2013 01:22
Сразу отмечаю, что Россия никогда источником готовых идеологий и центром распространения в другие страны культурной революции. Не получается из России страны-основателя культурной консервативной революции никаким образом.
Российская культурная действительность находится в положении упадка: экспонаты музеев разворовываются, великих мастеров кисти и композиторов в настоящее время нет.
На сегодня самыми передовыми странами по развитию общества являются Китай и Япония.
Рассмотрим источники успеха этих стран: консерватизм, умение перенимать и внедрять, желание и умение организовывать иерархию в традиционном обществе. Китай и Япония находятся на подъёме в отличие от стран западной цивилизации. Если о кризисе западной цивилизации Европы писал целый ряд авторов(А.Гобино,Г.Ф.Гюнтер,О.Шпенглер), то ничего аналогичного о настоящей ситуации в Китае и Японии не пишут вообще.
Китай и Япония объединили вестернизацию, технический прогресс с традицией. Важную в этой сыграли идеология и мировоззрение. Конфуцианство - этика от частного лица до государства, что может сочетаться гармонично с разными системами ценностей (синтоизм, буддизм, даосизм, агностицизм, атеизм). Конфуцианство не выступает против научно-технического прогресса как стремления культурного развития, во многом способствовало ему на территории Китая, поощряя институт семьи и верность государю.
Из Китая и частично через Корею в VI в. в Японию распространились письменность и первые конфуцианские источники. На протяжении столетий общественная мысль в Японии развивалась в рамках своего рода авторитарного мышления (авторитарные школы буддизма и конфуцианства).
Особо следует выделить ветвь конфуцианства, школа оёмэй гакуха (школа Ян Ванмина), основоположниками которой в Японии считаются Т. Накаэ и его ученик Б. Кумадзава. Мыслители этой школы исходили из того, что человек обладает неким «естественным врожденным знанием». В отличие от представителей школы сюсигакуха они придавали большое значение практическим и экономическим знаниям, грамотности, политической эрудиции.
Вот, что пишет о конфуцианстве в Китае Васильев Л.С. в труде "История религий Востока":
Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. При этом следует заметить, что многие пассажи из Шуцзин и Шицзин, изречения из Луньюй и тем более заповеди и нормы Лицзи распространялись изустно. Их знали все, грамотные и неграмотные, знали с детства. Понятно изложенные конфуцианцами, они превратились в афоризмы, порой в трюизмы, и сделались достоянием массы, которая легко восприняла эту соответствовавшую древним традициям писаную норму, придав ей значение Великого Закона.
Соответственно сильно возросли авторитет и социальный статус грамотеев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ конфуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, способных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость. Слой грамотеев-интеллектуалов, сосредоточивших в своих руках монополию на знание, образование и управление, занял в Китае место, которое в других обществах занимали дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые.
Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие мудрость древних.
Логично предположить, что синтез классического эллинизма и конфуцианства может стать основание культурной контр-революции справа, ответом на появление новых левых Франкфуртской школы с дополнением в виде ряда заимствований от классических европейских правых. Синтез лучшего в смысле Традиции из конфуцианства и классического северо-европейского мышления способен усилить идеологическое развитие новых правых Европы и Нового Света.
философия,
политика,
конфуцианство,
новые правые