Сравнительно недавно я ездил на машине в Питер, так сказать, "туда-обратно", то есть проехал 1500 км. переночевал в хостеле и поехал домой. Ехали в два водителя, но тем не менее за 72 часа проехать 3000+ км. было "немного" изнурительно.
Успели сходить только в мой любимый Петербургский зоопарк (был там три раза). И в силу того, то мозг после долгой дороги отказывался что либо запоминать, больше ничего не помню, а фотоаппарат естественно забыли дома. Но самое яркое воспоминание о поездке, тем не менее, отпечаталось у меня в голове надолго.
Приехали мы часов в десять вечера и первым делом завалились пожрать в какую-то блинную на Невском. Нормально так поели потом у меня супруга поперлась в какой-то шмоточный магазин, а я остался курить на улице. Слева от магазина сидел старичок, лет семидесяти-восьмидесяти, одетый в рванье и перематывал портянку на ноге. Спереди него стояла коробка для мелочи, а сзади, опертые на витрину магазина, стояли абстрактные картины. Я человек немного творческий и любое проявления творчества (даже то, в котором я ни хрена не понимаю) вызывает у меня не поддельный интерес. Я подошел поближе и заметил еще одного мужчину одетого более чем прилично, с красивой резной тростью, который разглядывал картины и время от времени перекидывался фразами с бедняком. Прислушавшись, я услышал кучу непонятных мне слов и терминов явно связанных с живописью. Когнитивный диссонанс начал закрадываться в мой, и без того уставший, мозг.
Передо мной сидит самый настоящий бомж, к которым я уже привык (в Казани их полно) и оперируя терминами, которые я просто не знаю, ведет жаркую дискуссию с человеком, который, судя по его одежде, обеспеченний меня в 100500 раз. Насколько я помню обсуждение было связано с Пикассо.
Несмотря на то, что человек сидевший около витрины, был весь в рваной и грязной одежде, его глаза и выражения лица источали такую чистоту, что мне стало как-то не по себе. Выждав момент, когда их полемика поутихла, я спросил у старика:
- Это Вы нарисовали?
- Вот эти вот я, а вон ту мой знакомый.
Я тычу пальцем в случайную картину и полный решимости купить себе ее, для того, чтобы помочь этому человеку, спрашиваю:
- А вот эта сколько стоит?
Старик улыбнулся и сказал:
- Нет, сынок, они не продаются.
Я постоял, немного ошарашенный таким ответом, положил ему в коробку сто рублей и пошел в магазин за женой.
Я до сих пор вспоминаю этот момент, и самое противное я осознал чуть позже.. Я искренне удивился ответу старика, что он не продаст мне картину. Ведь я привык, что в мире, в котором я живу, все продается и покупается ...
"Как так? Он отказывается от денег??? Я бы заплатил ему тысячу-две за "каракули", коих он может нарисовать еще целую кучу!..А он взял и отказался.." - думал я.
Людей которые могут поставить что-то материальное выше денег почти не осталось и это печально. Возможно, я видел одного из последних...