Впрочем, поездить мы тоже успели достаточно. Благо автобусное сообщение в Черногории развито отлично, и нам даже не пришлось самостоятельно рулить по бесконечным серпантинам. Да и расстояния здесь по российским меркам просто смешные. Всё Адриатическое шоссе, тянущееся вдоль моря от хорватской границы до албанской по длине примерно такое же, как МКАД (правда, раз в пять уже). В сторону Албании мы не ездили, а вот к северо-западу от Петроваца посмотрели немало. И есть что посмотреть: на расстоянии не больше 50 километров рассыпано множество интересных городов и посёлков: Свети-Стефан, Пржно, Будва, Котор, Пераст, Рисан.
Свети-Стефан.
Остров, который в своё время полностью застроили одноимённым городом и соединили с материком дамбой. В 50-х годах ХХ века жителей переселили на материк, а остров стал фешенебельным отелем, в котором любили отдыхать голливудские звёзды. В настоящее время остров-отель на ремонте. В материковом городке цены на гостиницы и апартаменты по черногорским меркам высокие - за счёт раскрученности названия - при этом по всему городку стройка и ремонт (что впрочем можно сказать про весь участок побережья между Петровацем и Будвой), а пляж довольно грязный. Единственное, что как-то может оправдать высокие цены - наличие под боком парка Милочер, в котором нам очень понравилось гулять
с двумя пляжами, ранее принадлежавшими югославским королям. За парком расположен крошечный посёлок Пржно с маленькой симпатичной бухточкой,
но безумно тесный (там даже нет набережной - вдоль моря идёшь или по пляжу, или по верандам ресторанчиков), да ещё и придавленный громадой огромного 4-хзвёздочного отеля.
От Пржно к северо-западу идёт почти непрерывная череда отелей и апартаментов, которая в конце концов незаметно превращается в Будву - главный курорт Черногории. Такие города можно встретить в десятках стран, но в Будве есть своя изюминка - Старый Город.
Основан он ещё древними греками, а современный вид принял около XV века. В отличие от большинства других городов Черногории, Будва никогда не принадлежала туркам, поэтому город так хорошо сохранился.
Едем дальше! За Будвой дорога уходит от моря и направляется к Боке Которской - узкому и глубокому морскому заливу, представляющему собой затопленные речные долины. Пройдя через туннель под хребтом Врмац, дорога выныривает в городе Котор, расположенном в самой вершине этого залива. В Которе, как и в Будве, есть Старый Город - побольше и, пожалуй, поинтереснее.
Как и Будва, Котор никогда не был под властью турок. Однако самым, на мой взгляд, интересным в Которе являются укрепления на высоком холме над городом.
Холм крутой, и построить на нём здания невозможно (если вы конечно не инки). Однако контролировать холм горожанам было необходимо, иначе при первой же осаде город просто закидали бы сверху. Поэтому холм был окружён крепостной стеной, местами карабкающейся по скалам почти отвесно.
На берегу Боки Которской, кроме Котора, расположилось ещё два старинных города - Рисан и Пераст. Рисан был довольно крупным городом в эпоху Римской империи, с тех времён здесь сохранились мозаики.
В средние века город попал под власть турок, от которых сохранилась только булыжная мостовая на одной из улиц.
Сейчас это обычный курортный городок с грязноватым пляжем.
Пераст - крошечный городок, который в XVII-XVIII веках славился своими моряками на всё Средиземноморье (а одного из них, Матию Змаевича, Пётр I даже пригласил для организации русского флота). До того, как в начале ХХ века вдоль моря построили дорогу, в городе не было улиц, а только лестницы.
А из домов на первой линии можно было сразу садиться на корабль и отправляться в плавание по всему свету. Впрочем, к некоторым домам до сих пор ведут каналы для лодок.
На акватории Боки Которской около Пераста есть два острова. На естественный остров Святого Георгия
туристов не пускают. А вот на остров Богоматери-на-Скале, который представляет собой надстроенный риф,
можно сплавать на водном такси, что мы и сделали.
Ну и напоследок свернём с побережья и отправимся в горы. В 40 минутах езды на автобусе от Будвы, на высоте 700 метров над уровнем моря лежит город Цетине. Это одна из двух столиц Черногории (вторая - Подгорица) - одной столицей на свою небольшую страну черногорцы не обошлись. Впрочем, от Цетине до Подгорицы километров сорок, так что по московским меркам можно считать их районами одного города:)
Цетине - город совсем небольшой, размером примерно с Суздаль. Для столицы как-то и несолидно. Практически в центре города стоят поросшие лесом холмы, шумят луга.
Весь центр состоит из иностранных посольств и старых королевских дворцов (до 1918 года Черногория была независимым королевством), выглядящих, однако, весьма скромно.
Больше всего меня поразило, что при общем хорошем развитии в Черногории автобусного транспорта в этой СТОЛИЦЕ нет даже автостанции - на весь город ОДНА автобусная остановка для проходящих мимо автобусов.