Учебный курс «Горно-геологическое наследие как ресурс муниципального брендинга»
Учебная задача 025. Что такое георазнообразие?
Как указывалось выше, многие памятники истории, культуры и природы являются комплексными по своим свойствам, не могут быть отнесены к какой-то одной категории (типу). Поэтому пользоваться любой избранной классификацией ресурсов геобрендинга необходимо с известной осторожностью. В силу указанных причин горно-геологическое наследие правильно будет рассматривать и каталогизировать в совокупности с общим георазнообразием местности.
Термин «георазнообразие» (от англ. geodiversity) был впервые введен в середине 1990-х гг. рядом специалистов (Sharples, 1993; Dixon, 1995; Kiernan, 1996) под влиянием Конвенции ООН по биоразнообразию, принятой на саммите в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В протоколе принципов геоконсервации ProGEO (2011) георазнообразие трактуется как неформальный описательный термин для обозначения бесконечной сложности геологических явлений и объектов во всех вариациях, который в широком смысле слова является эквивалентом биоразнообразия.
М. Грей (2004, 2005) предлагает понимать под георазнообразием естественный спектр (разнообразие) геологических (породы, минералы, окаменелости), геоморфологических (формы земной поверхности, природные процессы) и почвенных объектов, предполагающий их сочетания, взаимосвязи, интерпретации и системы. В широком смысле слова: неживое вещество Земли.
М. Грей полагает наличие у георазнообразия свыше 30 значимых ценностей, какими оно обладает для человечества, и классифицирует их следующим образом:
(а) действительные (существенные) ценности - неутилитарное значение абиотической природы в целом;
(б) культурные ценности - фольклор, археология и история, духовная жизнь, чувство места;
(в) экономические ценности - энергетика, металлургия и производство, строительство, драгоценные камни, окаменелости как объект коммерции;
(г) эстетические ценности - местные ландшафты, геотуризм, активный отдых (альпинизм, спелеология, горнолыжный спорт и т.д.), привлекательный образ (как объект эксплуатации в СМИ и рекламе), художественное вдохновение, волонтерская деятельность по созданию пешеходных троп, восстановлению горняцких памятников и др.;
(д) функциональные ценности - почвы, платформы, хранение и переработка, здоровье людей, захоронение, фильтрация загрязнений, подземные воды, плодородие, геосистемные функции (протекание речных, береговых, ледниковых процессов), экосистемные функции (влияние на места обитания и биоразнообразие);
(е) научные ценности - геолого-географические исследования, история геологии, мониторинг окружающей среды, образование и полевая практика.
Классификация, предложенная М. Греем в 2005 г., удобна для работ по созданию и продвижению образа места, поскольку наглядно показывает, что есть горно-геологическое наследие (и сопутствующее георазнообразие территории) в культурном отношении и как оно может использоваться для устойчивого развития поселения. В частности, такой подход позволяет сформировать образ места как геопарк (см. УЗ 026).
Рекомендуемая литература:
Gray, M. (2005) Geodiversity and Geoconservation: What, Why, and How? // Geodiversity & Geoconservation. V.22, no.3, pp. 4-12.
Паспорт и программа курсаВсе материалы курса в формате PDF