Геоэтикой называется междисциплинарная область научной работы, объединяющая цикл наук о Земле и сравнительную планетологию с этикой. Геоэтика затрагивает социально-культурные, методологические, педагогические и мировоззренческие аспекты в организации геологических и физико-географических исследований, а также в преподавании наук о Земле, в том числе такие вопросы, как устойчивое развитие, ресурсосбережение в использовании полезных ископаемых, охрана георазнообразия и геологического наследия, музеефикация образцов, предупреждение катастроф и борьба с ними (вулканизм, сейсмическая активность, оползни и др.). Кроме того, к геоэтике относятся вопросы междисциплинарного сотрудничества и научной добросовестности при проведении географических, геологических и смежных исследований.
Цели, определенные Международной декларацией по геоэтике (принята в октябре 2011 г. Рабочей группой по геоэтике Ассоциации геологов в целях международного развития,
Association of Geoscientists for International Development):
- продвигать геоэтический подход, в первую очередь через образование, популяризацию знаний, публикацию соответствующих материалов и практику научной работы;
- воспитывать культуру геоэтического мышления и геоэтической деятельности, в первую очередь в науках о Земле;
- работать над развитием и улучшением техник преподавания геоэтики;
- накапливать, оценивать и распространять опыт геоэтики по всему миру.
Как видно, одним из ключевых геоэтических вопросов является проблема геологической грамотности населения.
Что понимается под геологической грамотностью? Минимум знаний, умений и навыков у широкой общественности, необходимых для полноценного участия в экономической жизни страны / региона / поселения, в процессах муниципального и государственного управления, в обеспечении экологической безопасности своего поселения. Геологическая грамотность трехсоставна, включает в себя следующие конкретные компетенции [см.: Acevedo, R.D. & Frias, J.M. (2018)]:
(1) Практическая геологическая грамотность (ПГГ) позволяет применять геологическое знание для решения экономических и иных прикладных задач (добыча ископаемых, прогнозирование катастрофических процессов и др.). Она необходима в первую очередь для осуществления профессиональной деятельности и карьерного роста лицам, которые не связаны напрямую с горным делом или геологическими изысканиями, но по роду деятельности сталкиваются с геологическими процессами и явлениями (инженеры, строители). Также ПГГ необходима специалистам муниципальной администрации и предпринимателям, занятым в разработке проектов по эксплуатации местной минеральной базы, ответственным за заключение контрактов с горнодобывающими компаниями и научно-исследовательскими (изыскательскими) организациями, заинтересованным в привлечении инвестиций в поселение.
(2) Гражданская геологическая грамотность (ГГГ) позволяет принимать взвешенные как с научной, так и с этической стороны решения по развитию территории. Примером таких решений выступают: (а) поддержка / бойкотирование проектов местной, региональной или федеральной власти, касающихся окружающей среды и недропользования; (б) лоббирование и реализация проектов геоконсервации уникальных геологических объектов (геосайтов); (в) развитие внутреннего туризма и рекреации на базе ресурсов георазнообразия и т.д. (так наз. геотуризм); (г) совмещение программ геоконсервации и развития геотуризма при проектировании геопарков.
(3) Общекультурная геологическая грамотность (ОГГ) позволяет оценивать вклад науки и техники в динамику социально-культурных процессов. Частным случаем пользы от ОГГ является вовлеченность местных жителей создание и продвижение «образа места» (муниципального бренда) за счет богатств локального георазнообразия. Другой характерный пример: поддержка и развитие краеведения, изучение и сохранение исторической памяти поселения (включая охрану памятников горного дела), а главное - аккультурация, т.е. трансляция исторической памяти следующим поколениям и новым жителям поселения.
Фактически во всех приведенных случаях речь идет об интерпретации геологических знаний широкой общественностью. Совершенно очевидно, что богатство каждого поселения составляют его история, культура и природные ресурсы, однако воспользоваться этим богатством локальное сообщество зачастую не в состоянии, потому что не способно правильно понимать значение перечисленных богатств и возможность их выгодного использования в интересах развития территории. Под интерпретацией, таким образом, подразумевается тактика просвещения и обучения, нацеленная на популяризацию естественнонаучных знаний и помогающая лицам без специального образования обрести верное видение природного, исторического и культурного наследия, включая геологическое наследие.
Аргентинский геолог Гектор Луис Лакре (Национальный университет Сан-Луиса) одним из условий повышения геологической грамотности населения видит создание новой дидактики (так наз. «геолодактика», «Geolodactics»), приспособленной к донесению знаний о Земле на разном образовательном уровне, начиная от дошкольного. Достижение этой цели Лакре видит в решении следующих пяти задач:
(1) Учреждение ВУЗами обучающих центров для расширенной подготовки педагогов среднего образования в области геологии и наук о Земле в целом.
(2) Распространение геологических знаний среди школьников и студентов-негеологов с упором на исторический характер этой науки, уделяя внимание геологической истории ландшафтов (здесь Лакре следует пониманию геологии, принятому в советской и российской науке, ссылаясь на работу М.С. Потаповой, 1964/1968). При этом важно сочетать геологические экскурсии с виртуальными (онлайн) занятиями.
(3) Поощрение комплексности и логической взаимосвязи в преподавании школьникам и студентам-негеологам различных направлений естествознания, например, демонстрируя единство физических, химических и геологических процессов в геологической истории ландшафтов и тем самым подчеркивая роль палеогеографических реконструкций в поисках месторождений полезных ископаемых.
(4) Признание геологии наукой общественного значения в силу ее влияния на профессиональную деятельность людей, на общественную безопасность и здоровье нации, на собственность всех форм и права граждан, закрепленные законодательно.
(5) Привлечение геологов к решению проблем устойчивого развития и в первую очередь к уточнению этого понятия, дефиниция которого на сегодня слишком размыта, лишена подлинно научного содержания и по формулировке напоминает популистские лозунги. Лакре особо подчеркивает, что большинство современных экологических проблем обусловлены деятельностью компаний, позиционирующих себя как «устойчивые», в том числе компаний, связанных с добычей минерального сырья, оценку деятельности которых должны давать геологи, руководствующиеся требованиями геоэтики.
Пять условий Г.Л. Лакре сформулированы им в отношении реалий Аргентины, однако с известными коррективами могут применяться и в других странах, включая Россию. На национальной почве эти условия целесообразно дополнить поддержкой и развитием краеведения, включая построение тесных связей между учебными заведениями среднего и высшего образования с краеведческими и туристско-краеведческими объединениями (клубами, кружками, секциями), поскольку наша страна имеет богатый опыт популяризации геологических знаний, изучения георазнообразия и охраны геологического наследия силами краеведов.
Рекомендуемая литература:
Acevedo, R.D. & Frias, J.M. (2018) Geoethics // Acevedo, R.D. & Frias, J.M. (eds.) Geoethics In Latin America. Springer International Publishing AG: 3-6.
Lacreu, H.L. (2017), The Social Sense of Geological Literacy // Annals of Geophysics, 60, Fast track 7: 1-7.
Потапова М.С. Геология как историческая наука о природе // Взаимодействие наук при изучении Земли. - M.: Наука, 1964. - С.119-128. - (В переводе на испанский: Potapova M.S. (1968). Geologia como uma ciência histórica da natureza. Terræ Didatica, 3(1):86-90.)