Рекомендую к прочтению этот репортаж:
http://rusrep.ru/article/2013/11/25/ogurets/ - Прежде всего нужно научиться различать понятия «работа» и «труд», - с ходу интригует Плюснин.
- Научите.
- Работа - это процесс, слабо сопряженный со смыслом. На древнерусском языке это называлось «ломить», «орать». А труд - это действие, изначально обращенное на результат. Труд - это творчество. Чтобы хорошо работать, нужно просто упереться рогом - сила есть, ума не надо. А чтобы хорошо трудиться, нужно быть немного ленивым. Ровно настолько, чтобы не любить лишние усилия.
Дорога к храму. Не осилит даже идущий
- А, так вот почему в католических землях Германии экономика развита гораздо лучше, чем в протестантских! Все эти БМВ, «Мерседесы» и «Порше» появились именно в Швабии и Баварии, а не в какой-нибудь Нижней Саксонии. Католики просто ленивей протестантов.
- Очень даже может быть. Технологии создают такие люди, которые не любят лишней работы. А протестантская этика культивирует работу как процесс: не ленись, все время что-то делай, и бог будет тебя любить. Результат не важен. И в этом ее слабость. По крайней мере в современном мире.
- Сейчас вы скажете, что православная трудовая этика ближе к католической.
- Да, скажу. Мы не любим делать бессмысленные вещи, и это очень хорошо. Православный подход к труду - он прежде всего творческий. Русский человек - плохой работник, но хороший труженик. Неслучайно именно это слово активно использовала советская пропаганда. Коммунисты чувствовали, как активизировать человеческий ресурс. В России отлучать труд от смысла нельзя ни в коем случае.