Когда мы говорим об ужасах Второй Мировой войны, то заведомо представляем себе полчища немецких фашистов, злобно марширующих по миру, несущих с собой гитлеровскую идеологию, смерть и разрушения. Однако в те годы не только Гитлер отличился крайней степенью жестокости - были и другие. К врагу всего человечества в те ужасные годы примкнул наш ближайший сосед - Прибалтика. Немцы дали нашим соседям задание - организовать в прибалтийских странах подобие отрядов СС.
Так они и сделали: латышские и литовские коллаборационисты сформировали отряды, которые затем двинулись истреблять еврейское население. Эксперты и историки до сих пор спорят, что было причиной учиненных ими ужасных зверств: врожденные маниакальные наклонности, которые словно ждали, когда Гитлер пойдет с войной на мир или отсутствие выбора и обстоятельства.
Так или иначе, у многих в то время не было выбора, а обстоятельства были - хуже некуда, но люди справлялись, боролись и не предавали свои принципы. Возникает вопрос, были ли аналогичные принципы у тех латышей и литовцев, которые убивали людей буквально целыми толпами, сжигали деревни, казнили за один лишь косой взгляд.
В 1941 году 30 ноября прибалтийские гитлеровцы провели первое массовое уничтожение евреев. Порядка восьмисот трупов детей, женщин и стариков осталось после той бойни. Еще одна «заслуга» этих батальонов смерти - операция «Зимнее волшебство», в ходе нее 8 латышских батальонов сожгли в общей сложности 440 деревень, убили более 10 тысяч жителей. Тысячу осиротевших детей они забрали в Латвию, в концлагерь Саласпилс. Когда покончили с евреями, то принялись за белорусов, их тоже грабили и убивали.
В том, что эти батальоны творили, историки перестали искать какой-то смысл - этим ужасам вряд ли найдется оправдание. «Я должен с сожалением признать, что их действия граничили с садизмом. Весь город выглядел ужасающе. С неописуемой жестокостью литовцы из данного полицейского батальона выгоняли из домов евреев» - обращался к своему начальству немецкий комиссар, которому довелось увидеть батальоны смерти в действии.
Если у немцев была слепая вера в вождя, в идеологию, и они творили свои зверства будучи опьянены гитлеровскими идеями, то прибалтийские нацисты одурманились первобытными животными инстинктами.
Сейчас у политической верхушки Латвии, вспоминая о том времени, принято радоваться, что батальоны убивали советских партизан, якобы спасая латышей от СССР и сохраняя независимость страны. А тысячи загубленных невинных жизней и шашни с Гитлером - дело второе, в конце концов, у независимости есть своя цена. Ну да ну да…