Аналогичная история описана у Стругацких в "Попытке к бегству", в байке про этимологию выражения "банный лист".
Там историки из будущего выяснили, что банный лист -- это лист железа, который раскаляли в бане на печке, а потом лили на него воду, отчего он вибрировал. Поэтому и говорят (по мнению историков): "дрожит, как банный лист" :-)
В реальности -- я еще в 60-х годах видел на колхозном базаре в Москве (!), как люди покупали лапти, и не как сувенир, а по грядкам ходить. А уж в Нечерноземье в эти годы в деревнях вполне себе по двору шастали в лапоточках.
Кстати, меня позабавило Ваше рассуждение, что на лапти лиственных деревьев в России не хватит, стоящее рядом со словами, что кожи было в достатке, поскольку корову имели все.
Во-первых, далеко не все. Очень далеко не все. А во-вторых, с липы лыка-то надрать можно, и не губя всё дерево, а вот кожу с коровы…
Не сваливайте в кучу средневековье и середину XX века. Мы клыки или зубы медведей каких-нибудь на шее тоже не как амулет сейчас носим, а как украшение для подходящего случая.
Меня не забавляет.
А коров зачем разводили? И ничего в ней не пропадало после забоя, ни рога, ни шкура, ни даже кости. Нормальная крестьянская практичность.
А был и такой вид лаптей - плетёшки назывались. Только для стариков. Плелись как и лапти, но из ветоши и верёвочных прядей. Мягенько ноге и если неожиданно где помрут, то прямиком к Богу, судя по ритуальному назначению износиться, как можно скорее)
Comments 230
Reply
Reply
Там историки из будущего выяснили, что банный лист -- это лист железа, который раскаляли в бане на печке, а потом лили на него воду, отчего он вибрировал. Поэтому и говорят (по мнению историков): "дрожит, как банный лист" :-)
В реальности -- я еще в 60-х годах видел на колхозном базаре в Москве (!), как люди покупали лапти, и не как сувенир, а по грядкам ходить. А уж в Нечерноземье в эти годы в деревнях вполне себе по двору шастали в лапоточках.
Кстати, меня позабавило Ваше рассуждение, что на лапти лиственных деревьев в России не хватит, стоящее рядом со словами, что кожи было в достатке, поскольку корову имели все.
Во-первых, далеко не все. Очень далеко не все. А во-вторых, с липы лыка-то надрать можно, и не губя всё дерево, а вот кожу с коровы…
Коровка-то в этом смысле одноразовая.
Reply
Меня не забавляет.
А коров зачем разводили?
И ничего в ней не пропадало после забоя, ни рога, ни шкура, ни даже кости. Нормальная крестьянская практичность.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Век живи - век учись.
А я думала, лапти из соломы плели.
Reply
Reply
Leave a comment