Лето 2023 (часть 4, заключительная)

Sep 29, 2023 21:30

День десятый. Териберка
Автобус в Териберку ходит 4 дня в неделю и в очень неудобное время. У нас дни не совпали ни туда, ни обратно и пришлось искать трансфер через Авито. Договаривались еще в Москве. Забавно, что извозом на севере часто занимаются женщины :).
Асфальтированную дорогу дотянули уже практически до самой Териберки, осталось немного. Ехать по сухой дороге около 2 часов.
Ближе к Териберке встретили вот таких монстров. Высота опоры 84 м, а длина каждой лопасти 65 м. На фоне тундры это выглядит совершенно феерично. Рядом с ними чувствуешь себя козявкой.

Крутиться ветряки начинают, когда ветер дует со скоростью 3 метра в секунду, в случае усиления до 25 м/с лопасти автоматически блокируются. При этом в зависимости от направления ветра лопасти автоматически разворачиваются, чтобы захватить максимальный объем ветра.
Здесь же туристы ставят свои туры. Их уже сотни.

В Териберку въехали под моросящим дождем. Через пару часов должен быть 3-х часовой выход на поиск китов. Териберка состоит как бы из 2-х частей: Старой Териберки (ближе к Мурманску) и Лодейного поля. Мы сняли квартиру в последнем. Заселиться раньше нам не разрешили и мы договорились оставить рюкзаки на рыбзаводе, рядом с пристанью и пошли гулять по поселку. Он крошечный. Четырехэтажных домов всего несколько, наш правый на этой фотографии.

Местная церковка, переделанная очевидно из обыкновенного барака.

Красное здание на заднем плане и есть рыбзавод. К слову, никакой местной рыбы в единственном здесь магазине мы не обнаружили.

Уже перед отъездом встретили коптильню, практически вплотную к нашему дому, но было уже поздно. По совету нашего арендодателя, продукты мы везли на все 3 дня из Мурманска, благо добирались на такси.
С этого причала отходят все суда. Сейчас Териберка живет исключительно туристами. Большинство тех, кто в этом бизнесе, как, кстати, и на Соловках, живет здесь только летом. В Лодейном, в основном, питерцы и москвичи, а в Териберке - мурманчане.

Поселок на горизонте это как раз - Старая Териберка.

С воды видно лучше.

Базар бакланов. На скалах видны и сами бакланчики.

Водопад.

Китов, мы к сожалению, не встретили, что было ожидаемо. Они сюда приходят в мае - середине июля, потом вероятность их встречи резко снижается. Но берега очень разные и любоваться с воды на них совсем не тоже самое, что видеть тундру под ногами :).

Рубка нашего "Веселого ветра".

Подходим к маяку. Попасть сюда пешком можно только с ночевкой, а вокруг много мишек :).

Водопад Батарейный. Завтра придем сюда уже берегом.

Через 3 часа высадились на берег, заселились в нашу квартирку и пошли гулять в старую Териберку. Нам "повезло" и мы попали на период отключения электричества. Его давали на несколько часов вечером и один раз успели застать его в 7 утра. Времени еле хватало, чтобы зарядить гаджеты. Хозяева квартиры принесли газовую плитку на баллончике, крайне удобная вещь, поэтому с готовкой проблем не было. Мылись в темноте, но зато горячая вода была, видимо бойлер успевал нагреть за эти несколько часов достаточное количество. Кстати, вода здесь только холодная подается и люди ставят нагреватели уже самостоятельно.
Старый причал. Расцвет Териберки приходился на 60-е годы, когда здесь активно добывали рыбу. Потом наступили времена больших океанических судов и плавбаз, которые обрабатывали рыбу в океанах и уже не могли заходить в Лодейную губу. Поселок начал угасать. И совсе бы, наверное, исчез, как некоторые другие на побережье, если бы не фильм "Левиафан".

Так называемое кладбище кораблей по дороге из Лодейного в Териберку.

Из этого корабля и вовсе сделали причал.

Териберка. Здесь останавливается большая часть туристов. Лично мне в Лодейном понравилось намного больше. Там практически нет туристов, тихо и никакой суеты.

Отлив. Залив мелкий, поэтому литораль значительная.

Большая часть поселка заброшена. Здесь это чувствуется сильнее, чем в Лодейном. При этом много кафе и очень людно.

Заброшенная школа. Пожалуй, самое высокое здание Старой Териберки. Внутри разбросанные учебники и тетради с практически идеальным почерком. Но очень грустно на все это смотреть.

Когда возвращались домой начался прилив.

День одиннадцатый. Териберка. дорога г Долгой губе
Вышли рано. Сегодня путь на запад. Когда Антон был маленьким, рассказывала ему про то, как в детстве собирала грибы в тундре: споткнулся - гриб или просто издалека, их видно за десятки метров надо мхом :). Сегодня в этом убедился сам. Насобирали с десяток кг, если не больше. Сами не смогли все осилить, отдали соседям. Кстати, местные почему-то не собирают, может уже девать некуда :).

За пределами поселка и основных достопримечательностей никого нет. Мишек тоже не встретили, а вот раскопанный лапами мох, да. Поэтому старались от берега далеко не уходить. Везде сплошные ягоды и вероятность столкнуться была вполне реальной.

Из ягод встретили все возможное, даже морошку, хотя уже и забродившую.

Вылизанные морем камни.

Зашли на метеостанцию.

И дальше в сторону Батарейного мыса и водопада.

На самом горизонте виден остров Кильден. Еще одна моя мечта. Но тоже не нашлось желающих.

Поклонные кресты всех повсюду. Не знаю кто и когда их ставил.

Орудия времен второй Мировой. Дальше практически дошли до Долгой губы и назад, варить грибы :). Очень они нас выручили, учитывая не работающий холодильник и отсутствие магазинов.
День двеннадцатый. Териберка. Конец всех дорог
На карте этих мест есть такая точка - конец всех дорог. К этой точке ведет газпромовская дорога, которую строили в рамках проекта разработки газоконденсатного Штокмановского месторождения. А неподалеку от Териберки собирались строить газоконденсатный завод. Но проект заморозили, а дорогу бросили. Ну а мы решили прогуляться и посмотреть, что за край дорог такой.
Путь сюда лежит через старую Териберку и пляж Влюбленных Троллей :). Вот он собственно.

День тринадцатый. Отъезд
Утром последний раз пробежались по окрестным сопкам. Потом такси до Мурманска и вечерний поезд домой.

надаюсь еще вернемся сюда. Нас ждет о.Кильдин, бухта Кораблик с аметистами и полуострова Рыбачий и Средний.