ГЛАВА 4. НИ МИКЛУХИ, НИ МАКЛАЯ.
Ещё в процессе осуществления той злополучной экспедиции, я решил испечь новый блин, который, как я надеялся, не выйдет комом. Саша Холодный был неутомимым водителем, который мог проводить за рулём весь световой день, проезжать по 700-800 километров, не отвлекаясь по дороге ни на какие достопримечательности, которые, по мнению этого мудрого человека, все были «высосаны из пальца». Воистину великому человеку не пристало тратить время на музеи, храмы и прочие пустяки, которыми наполнило планету ничтожное и бестолковое человечество! Настоящий великий экспедиционер должен смотреть только вперёд и жать на газ! Флажки на капоте машины, чтобы подчеркнуть статус и крутизну - вот главное! А романтика автотуризма в представлении Саши Холодного всегда ассоциировалась с вечерним костром и шашлыками. Белковая пища важна для настоящего путешественника, как воздух!
Приняв во внимание унизительно слабый медийный эффект от азиатского вояжа Саши Холодного, я поспешил разработать свой вариант - доехать на машинах до Папуа - Новой Гвинеи, прямо до берега Маклая. Заработать славу, а может, и денег, на имени великого русского друга папуасов всей земли.
Что надо для самопродвижения путешественника? Громкость! Новый, не избитый маршрут. По которому никто до тебя не ходил и не ездил. Можно, конечно, и по избитому маршруту, но на ином виде транспорта. Например, предшественник проехал на лошади, а ты едешь на страусе. Он на яхте, а ты на плоту из связанных надувных женщин. И внимание привлечешь, и мир посмотришь. Путешественники коммерческой направленности - народ очень тщеславный, но не ради чистой и непорочной славы: они могут привлечь деньги спонсоров!
Со спонсорами у Саши Холодного всегда было туго. Он уверял, что они у него есть, что они изготовились «на низком старте», но в итоге, я думаю, у них просто затекали ноги, и они не были способны ни к каким действиям. А что нужно спонсорам? Нормальный, грамотный «бизнес-план», а не просто набор красивых слайдов в презентации с призывом «прикоснуться к великому», то бишь к Холодному. Но задействование более известной и причудливой двойной фамилии давало шанс, и мы чуть было обоюдно им не воспользовались…
Идея экспедиции «От Миклухи до Маклая» понравилась РГО, куда я и подал заявку на грант. Получить его я не особо надеялся, но дело было даже не в деньгах, а в самом факте регистрации проекта в системе РГО. Своевременная фиксация своего авторства даже в таком виде - вещь архиважная в хищнической среде автотуристов, которые так и норовят прибрать к рукам чужой маршрут и выдать за свой… В заявке я указал название, маршрут, концепцию, а посему любые дальнейшие попытки сказать, что «Баландинского тут не было» были бы бесполезны.
Одним словом, проект пришелся ко двору. Сергей Пермитин из новозеландского отделения РГО также решил войти в «оргкомитет». Более того: именно Сергей привлек потенциального спонсора в лице банка «Восточный». Правда, в итоге сумма предлагаемой помощи уменьшилась в 40 раз, но не в этом же суть, не в деньгах е счастье путешественника, а во вречатлениях! РГО предложило ввести в оргкомитет внучатого прапраплемянника и полного носителя ФИО первооткрывателя человеческой души папуасов - Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
Началась кропотливая работа, каждодневные телефонные конференции четырехбоярщины в лице Баландинского, Холодного, Пермитина и Миклухо-Маклая. И вот тут, дамы и господа, появились первые признаки грядущего провала: в любом крупном проекте должно быть Единоначалие! И уж тем более, что автор проекта был известен и никуда не скрывался… Но этого допустить не могли, и случилось то, что и должно было случиться: главным действующим лицом неизбежно становился «непрямой потомок», который до этого занимался лишь продажей музыкальных инструментов, но по случаю был извлечен РГО из небытия.
Начались разногласия. Первым поднял тревогу Саша Холодный, которому как никому хотелось поскорее получить заветный статус если не великого, то выдающегося путешественника современной России. Начались перепалки между Маклаем и Холодным. Первый называл второго «балаболом», второй называл первого «кривым потомком». Всё пришло к тому, что Маклай уже сам договорился о том, что «Тоёта» выделяла машины под экспедицию и сам назначал время старта (правда, деньги так и не были найдены, так что чем заправлять эти самые машины, было непонятно). Налицо была попытка «переворота», и Саша обрушил на голову потомка лавину едких и унизительных комментариев в соцсетях. РГО испугалось разрастающегося конфликта и открестилось от проекта. Обещанные «Тоёты» тоже в панике умчались вдаль, так как благодетели и спонсоры не любят скандалов за их же рекламные деньги.
…Я всегда за сдержанность и аккуратность в человеческих и деловых отношениях. Лучше промолчать. А говорить лишь в случае наличия у тебя убийственных аргументов и доказательств. Переходя на личности, унижения оппонента, прямые и косвенные оскорбления, ты раскрываешь перед ним место, где находится брешь в стене. И Маклай эту брешь нашел. Он просто подал в суд на Сашу Холодного за оскорбления, и суд этот выиграл, обобрав многодетную сашину семью на 50 000 рублей компенсации.
Маклай всё равно получил определенную выгоду от этого «проекта». Он создал Фонд имени Миклухо-Маклая, который и возглавил. Получил определенную известность, побывал в конечном итоге на берегу Маклая (на самолёте), познакомился с Лавровым. Про нас он рассказывал, как о лицемерных проходимцах, которые пытались заработать на имени его непрямого, но великого предка. Самое обидное, что он восстановил против нас замечательного актера Юрия Соломина, который играл Миклухо-Маклая в фильме «Берег его жизни», на протяжении всех трех серий которого Маклай умирал и вспоминал свою жизнь в России, в Новой Гвинее и в Австралии.
Лично я не сильно переживал. Эта экспедиция была бы полна бюрократических преодолений, временных и физических затрат. Ничего нового для себя я бы не открыл, так как по всему маршруту в разное время везде побывал.
Саша же Холодный был в очередной раз ранее отравленной стрелой человеческого коварства в самую глубину своей тонкой души.
ГЛАВА 5. НА БУХАНКЕ ВОКРУГ СВЕТА.
Потянулись дни и месяцы напряженного поиска нового применения себя. Разного рода мега-проекты, в которые пытался было влиться Саша Холодный, оказывались мыльными пузырями. Моя позиция состояла в том, что необходимо было придумать привлекательную медийную составляющую новой гипотетической экспедиции. Лучше всего было замахиваться на телешоу в формате «реалити» или роуд-муви. Я встречался и общался в разными людьми, в том числе с Николаем Табашниковым с телеканала «Моя планета». Канал бы мог разместить у себя контент, но за деньги. То же самое было и с ТВЦ. Вообще, любое телешоу по теме путешествий - проект очень трудоемкий и затратный. «На коленках» ничего путного не сделаешь, тем более, что зритель стал разборчивым.
На чем основывалось мое сотрудничество с Сашей Холодным? В определенным момент времени он решил, что мне нужен «партнер» по бизнесу. Правда, денег Саша не предлагал (он вообще никогда не рассматривает проекты, куда нужно самому что-то вкладывать). Поскольку он сам ездил со мной три раза в качестве туриста, то он решил, что неплохо было бы заняться туризмом и самому. Правда, его представления об этой области были весьма размытыми и чрезмерно оптимистичными. Он действительно возил несколько групп туристов, собранных мной, в качестве водителя. Ему претила мысль, что он просто участвует в качестве турперевозчика на арендованных авто, и он всегда подчеркивал, что он не водитель, а партнер.
Игорь Пантюшов из Пензенского отделения РГО очень благоволил Саше Холодному, и из его рук он получил членский билет РГО. Когда мы повезли группу туристов по Аргентине и Чили, на сайте РГО вдруг появилась новость об «Экспедиции в Патагонию Саши Холодного». Как ни чурался Саша своей водительской роли, как ни старался намеренно держать дистанцию от «Географии», но это уже был явный перебор. И мое «выразительное молчание» по поводу данной формулировки подвигло Сашу всё же настоять на её смене.
Неправильно позиционирование своей роли в конечном итоге в дальнейшем привело к конфликтным ситуациям, поскольку получалось, что Саша Холодный не является самостоятельно действующим лицом, не является путешественником сам по себе, а просто возит туристов и зависит от их денег. Отсюда и рассказы про «Жадного Колю». Читатели спрашивали Сашу Холодного, зачем он путешествует с каким-то Колей, когда может жену с детьми с собою взять. Но в реальности не Саша с Колей путешествовал, а Коля с Сашей, и Коле, по большому счету, было всё равно кто был за рулем. Если бы суть наших взаимоотношений не скрывалась так тщательно Сашей Холодным, не возникло бы потом обидного и скандального недопонимания с другими автопутешественниками в дальнейшем. Пару-тройку раз отдельные люди приходили в туры от самого Саши, да и с ними он умудрялся разругаться. Опять же, потому что думали, что едут в некую дружескую поездку, а выходило, что Саша на их же деньги их самих и себя везет, да и Баландинский сверху на мошне с деньгами сидит и бедного Сашу держит в черном теле.
Вот я вожу туристов. Уже 30 лет. Ничего плохого и постыдного здесь нет. Многие возят, даже те, кто были «независимыми путешественниками». Независимость ушла, когда «независимых» стало много, конкуренция выросла, и благодетели-спонсоры «сдулись». В сфере автомобильного туризма партнеры у всех почти одни и те же. Кто-то аксессуары предоставит, кто-то масла какие-нибудь или кемпинговое оборудование захочет прорекламировать. Если машина класса «люкс» или «премиум», можно в качестве партнеров привлечь какие-нибудь бренды, хоть одежды, хоть парфюмерии (автотурист не только пахнет бензином). Но опять же повторюсь: конкуренция выросла, удивить публику сложно, привлечь внимание СМИ тоже непросто.
Как раз тогда, когда путешествовали по Патагонии, на выезде из городка Чальтен заметили автостопщика. И сразу родилась мысль, что неплохо было бы сделать такое тревел-шоу, в котором будут задействованы случайные герои. Например, мы будем сажать к себе автостопщиков, прикалываться над ними, разыгрывать их, а камеры будет всё это снимать. Будет весело. Возможно, весело будет и случайным героям. С этой идеей вернулись в Москву.
Саше всё более становилось ясно, что найти денег да большой проект и тем более замахнуться на ТВ было малореально. Он нашел какого-то «перца», который вызвался вроде бы вложиться в «пилотный выпуск» шоу. Для съёмок выбрали Скандинавию и Исландию. Забегая вперед, скажу, что проект провалился бы: в Исландии автостоп не в почете. Так что мужик ничего не потерял, в конечном счете не дав обещанного миллиона. Пушка не выстрелила, но в ней остался снаряд в виде УАЗа «Буханки», который приобрел для этой цели Саша Холодный (кстати, 30 000 моих рублей были всё же в неё вложены, но Саша, конечно, об этом забыл, и это правильно - не деньги главное).
Про кругосветку на этой самой красно-белой «Буханке» было сказано и написано много. Да, было потрачено много времени и сил, было «пройдено» 60 стран. Была попытка снять фильм для телеканала «Авто Плюс», но история закончилась печально. Как ни странно, завод УАЗ отнесся к идее обогнуть земной шар на его же детище очень равнодушно. Возможно, что не верил. Нашлись спонсоры и партнеры, которые предоставили кое-какое оборудование и экипировку для экспедиции в надежде, что они будут по ходу неё отрекламированы. Денег никто не дал.
В первый «этап» пока еще не начавшейся кругосветки Саша решил взять жену и детей. За три недели они пролетели полтора десятка стран. Ни одной фотографии из этой автогонки я не увидел, и что они успели посмотреть, так же выяснить не удалось. Однако, учитывая то, что в давнишнем путешествии в Италию Саша проигнорировал Рим и Флоренцию, можно надеяться, что он и детям привил вызывающее уважение презрение к о всем недостойным внимания достопримечательностям, «высосанным из пальца». Как бы то ни было, первые флажки на капоте «буханки» появились!
Все последующие этапы экспедиции «На Буханке Вокруг Света», которая фактически стартовала спустя три месяца, были профинансированы туристами, которых я набрал в отдельные маршруты, сочлененные таким образом, чтобы в итоге выстроилась цепочка в нужном направлении. Скандинавия, страны Европы, вся Африка по западному краю со стороны Атлантики, самой сложной в плане дорог, коррупции и виз, до самого Кейптауна и мыса Игольный - всё было разработано и осуществлено при помощи моей рекламы. Правда, когда я намекнул Саше на то, что правильно будет сразу включать в бюджет экспедиции рекламные расходы, потому как получается, что я их несу монопенисуально, то есть единолично, тот холодно ответил, что это моё дело и это я делаю для рекламы своей «Географии». О, как я был слеп! В своей мелочности я не заметил величия Саши Холодного, который лишь любезно предоставил мне возможность ехать с ним в одной машине!
Возникает вопрос: а зачем мне это нужно было? Неужели я не понимал всей сущности Саши Холодного? Ответ прост - мне было интересно. Ко всему прочему, была возможность предложить моим туристам отличные варианты комбинированных маршрутов. Например, Бенин - Нигерия - Камерун - Габон - Конго, Конго - Ангола - Намибия - ЮАР, по всей Южной Америке разом. Ну итак далее. Я заманивал туристов в «Буханку» правдами и неправдами. Не всем в итоге «Буханка» нравилась. Всё-таки эта машина не для комфортных путешествий создавалась, а для более простых хозяйственных и военных нужд. Амортизация никакая. Прохладно только на ходу на большой скорости, а большую скорость на тряской дороге «Буханка» развить не может. Смотреть и фотографировать животных в саванне, да и вообще полноценно любоваться пейзажами затруднительно, так как окна маленькие. Короче говоря, сильно на любителя. И немного садо-мазохиста.
«Буханка» была выбрана не с целью рекламы нашего автопрома, а для привлечения внимания к его мужественному экипажу. Если бы машина была более банальной, то интерес был бы гораздо меньший. Результат оказался двояким: интерес был, но среди определенной целевой аудитории. И она разделилась на два лагеря: с одной стороны, те, кто восхищались «мужеством и смелостью», с другой - откровенные «ненавистники», которые ссылались на собственный опыт вождения УАЗов всех видов. Кроме того, «простецкая» марка машины делала проект абсолютно не интересным для более дорогих брендов. Рекламировать часы Rolex на руке водителя Lamborghini - это нормально и органично. Но Rolex на руке водителя «Буханки» может быть только дешевой китайской «репликой». Пример, надеюсь, понятен.
Чудесным образом кругосветкой заинтересовался завод генераторов «Элтра» во Ржёве, который отвалил за свою наклейку на бортах сумму, позволившую оплатить переправы «Буханки» через океаны и услуги оператора и режиссера, который вдруг в одном лице явился в Намибии. Это оказался свадебный фотограф Рустем Казанбаев.
Несмотря на то, что Рустем Казанбаев с Сашей разругались, заключив «договор о ненападении» (чтобы никто не узнал о том, как на самом деле проходила экспедиция), он внёс огромный вклад в проект, потому что сам снимал и монтировал полу-игровой сериал «НА БУХАНКЕ ВОКРУГ СВЕТА» для канала «Авто Плюс». По сюжету русский (Саша), татарин (Рустем) и якобы еврей Коля решили поехать вокруг света. Сниматься было весело, да и на выходе получилось довольно добротное видео, но тут снова начала проявляться сущность Саши Холодного, его бесстрашие в раскачивании лодки посреди океана в порыве борьбы за правду и справедливость.
Пока у Саши была зависимость от Коли в плане туристов-пассажиров и денег, Саша Колю терпел, но когда замаячила надежда продать кино и окупить поездку, то Саша явно стал «благоволить» Рустемчику, всё более отводя Коле роль паяца не только в кино, но и на самом маршруте. Всё это происходило на глазах пассажиров, и свое мнение о происходящем они неоднократно высказывали… Но я понимал, что «Боливар троих не выдержит». Как потом рассказывал сам Рустем, он приехал в Намибию уже с «определенным мнением» обо мне, которое настойчиво внушал ему Саша Холодный, но познакомившись со мною поближе, увидел не «жадного Колю», а «совсем другого человека». Тем не менее, Рустем неосторожно дал вовлечь себя в провокацию, которая послужила первой трещиной, в конечном итоге расколовшей экспедицию. Возможно, что причиной раздражение была потеря двух дронов, к чему я вообще не причастен. Дроны улетели, один в Ла-Плату, другой в Амазонку. Саша обещал Рустему как всегда неземную славу и золотые горы. Фотограф согласился работать буквально за еду. А так как он был вегетарианец, то ел в основном то же, что и козы, которых я в то время у себя в Тарусе держал. Поэтом у с покупкой еды (что лежало на мне) сложностей не было.
Я с собой взял тогда тарусскую районную газету, которая очень подробно описывала наше путешествие. Но Саше и Рустему показалось, что я вместе с газетой хочу их всемирную славу украсть. И по возвращении с Амазонки увидел на страничке казанского Эйзенштейна стишок про себя. Он где-то в Бразилии попросил меня шляпу надеть и так меня сфоткал. А потом к фото прилепил стишок. Я сказал, что нехорошо так делать, особенно в отношении того, кто тебе еду вегетарианскую покупает. На что получил ответ, что «не нравится, не читай». Саша Холодный предложил в ответ написать стишок. Я написал и стал ждать, когда они уже друг на друга начнут стишки писать. И есть у меня подозрение, что это Саша Холодный стишок подложил Казанбаеву. Ради простейшей провокации. Чтобы славу делить не на троих, а на двоих.
Оператор он был реально талантливый, но когда задним числом он узнал от Саши, что телеканал «Авто Плюс» забраковал сериал «На Буханке Вокруг Света», был в шоке. Получалось, что он всё снимал «в стол», а Саша правду ото всех скрывал, что «кина не будет». Короче, разозлился фотограф. Решил отомстить всем. Прежде всего Саше, наступив на его больную мозоль. Дело в том, что Саша Холодный хоть и называл себя кругосветчиком, но сам лично никогда ни разу вокруг шарика не махнул. Экспедиция была «многоэтапная». То есть машина оставлялась где-то на время, а сам «экипаж» улетал домой. Потом через пару-тройку месяцев летел назад к «Буханке» и продолжал маршрут. Но в сумме все авиаперелеты так и не закольцевались, то есть как минимум Тихий Океан Саша Холодный не перелетел. То есть по факту кругосветчицей является лишь сама «Буханка». Я в 2019 году второе авиапутешествие совершил вокруг света, хотя Саша Холодный такие кругосветки и считает не серьезными. Хотя всё было по правилам кругосветок - без бесчисленных возвращений в начальную точку. Да и фотограф взял семью и махнул за лето: «На мол, Санёк, выкуси! Я реальный кругосветчик!» И ведь «боевую задачу» он выполнил. И вправду махнул и даже рекорд какой-то поставил. Вот что жажда мести животворящая делает!
В момент спора насчет нелицеприятной публикации моей фотографии у меня была идея сделать в профильных группах в соцсетях опрос, «правильно ли так поступать». Но потом решил не плевать в колодец. В конце концов, «На Буханке Вокруг света» это и мой проект, не только Холодного. И итоге, по Центральной Америке я с ними не поехал, а поехал с другими тургруппами в Африку и на Ближний Восток. Разницу в путешествии с Жадным Колей и без Жадного Коли неосмотрительный Рустем понял сразу. В первом случае мы жили в отелях и кушали в ресторанах, смотрели множество интересных мест. Во втором случае ели «Доширак», спали где-попало и в основном только ехали, никуда не сворачивая. Стиль Саши Холодного разительно отличался от стиля путешествий Николая Баландинского. Мною была привлечена в экспедицию сумма более 40 000 долларов, что пятикратно превышало стоимость покупки «легендарной Буханки». Но это, конечно, мелочь по сравнению в величайшими заслугами Саши Холодного и возможностью побыть рядом с ним!
Саша с энтузиазмом содрал с машины все мои наклейки, как будто меня и не было в проекте. Потом он соврал, что это были какие-то местные хулиганы, а вовсе не он, и вежливо сделал вид, что поверил. Он вообще очень любит срывать и заклеивать наклейки своих партнеров по любому поводу. Я думаю, что в дальнейшем он нарвется на того, кто по-взрослому потребует вернуть деньги, вложенные в проект, в обмен на обрывки рекламных надписей. Однако, когда Буханка уже подплывала к Владивостоку и уже планировалось триумфальное возвращение экипажа домой, Саша Холодный вдруг снова позвал меня в экспедицию, потому как моё «демонстративное отсутствие» могло бы вызвать недоумение среди тех, кто следил за проектом, а причины я бы скрывать не стал. А возможно, у Саши просто не было денег на возвращение назад.
Встречали нас хорошо. В каждом городе ждали СМИ. Но уже под Иркутском, уже после того, как выяснилось, что кино никто не ждет, шокированный Рустем получил еще один удар. Дело в том, что СМИ в массе своей, особенно региональные, не слишком разборчивы. Новостей позитивных не так много. Ну, столкнулись два мусоровоза; школьники нашли в кустах отрубленную женскую голову. Одним словом, банальщина на самом грубом бытовом уровне. А тут - кругосветка едет, да еще на нашем шарабане! В детали не все журналисты вникали, и многие перетягивали внимание на свой регион. Поскольку Рустем выпячивал свою принадлежность татарской нации, то казанские СМИ писали о нем ка ко главном действующем лице Кругосветки. Меня в Тарусе в Калужской области считают тоже ключевой фигурой в проекте… Но Сашу взбесила заметка в Казанской онлайн-газете, что их казанский земляк со своим водителем и штурманом завершает великую экспедицию. Смешная чушь… но Саша Холодный всегда стоит за Правду, он о публикует разоблачительный комментарий под заметкой, что Рустем вовсе не герой, а случайный человек. А так как Саше Холодному присуща природная скромность, то автором комментария он сделал… Николая Баландинского!!! Потом Саша Холодный клялся и божился всеми богами, в которых он якобы верил, что это был не он, что это был некий антитатарский провокатор, и мы с Рустемом сделали вид, что поверили врунишке. Я припомнил памфлет от имени Рустема в свой адрес и всласть позлорадствовал. Но было уже ясно, что если на публике мы были неразлучными «русским, татарином и евреем», то в реальности - уже врагами.
Торжественное завершение экспедиции «На Буханке Вокруг света» на бывшей заводе «Красный октябрь» мы отбарабанили, выпили, поели барбекю и дежурно поулыбались на камеры. Было совершенно непонятно, что было делать с отснятым впустую материалом. Телеканалу «Авто Плюс» были давно уже не нужны новые серии, которые Рустему вообще теперь не было смысла монтировать. Было затрачено время. Были затрачены средства на путешествие из Владивостока в Москву с моих карт. Да, показали по телевизору, рассказали в газетах и в интернете. Но что дальше?
Гром грянул спустя три месяца: Рустем Казанбаев подает в суд на завод УАЗ за публикацию его фотографий на их сайте в новости о завершении экспедиции без разрешения его, Рустема, как автора. Рустем хотел пустить отсуженные у завода деньги за доделку и озвучку фильма, чтобы потом попробовать снова его кому-то продать. Участвовать финансово в этом деле у меня после всех скандалов не было никакого желания. Деньги вообще не любят скандалов. И меня ведь тоже Саша Холодный обманул, хотя я уже догадывался обо всем сам: если не выходят новые серии уже три месяца, то их уже не будет. И «километры кинопленки» лежат где-то бесполезным грузом. Но Саша Холодный если и лжёт (или попросту скрывает правду), то исключительно для пользы общего дела и для того, чтобы не травмировать души своих компаньонов, не мотать им нервы и не сокращать жизнь. Величие замыслов этого могучего человека недоступно для осознания нами, простыми людишками. Более того: мы ему мешаем, путаемся под ногами. И всё ради того, чтобы откусить кусочек его законной славы. А ведь он мог бы все сделать сам, без нашей непрошенной помощи и без привлеченных нами денег!
Мог бы… Но почему-то не сделал.