Ляскеля - Леппясилта и чуть дальше

Oct 06, 2011 00:01

 В сентябре выдалась очередная командировка в Карелию. На этот раз в северное Приладожье (или Старофинляндию, как еще иногда называют эту местность). Места эти довольно часто посещаемы туристами, а потому про мраморный карьер в Рускеала или архитектуру Сортавала, наверное, писать смысла нет. Зато местная железная дорога, которая и была объектом нашей работы, оказалась весьма интересным собранием раритетов и достойна описания.

Работу мы начинали со станции Ляскеля, да и железнодорожный пикетаж тоже идет с севера.

Вокзалы на всем перегоне были однотипные, деревянные, на основательных каменных фундаментах, финской постройки. На действующих станциях в очень приличном виде.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Раз уж рассказ идет от лица геодезиста, до стоит упомянуть, что для начала работы (да и для окончания тоже) требовалось найти исходные геодезические пункты, для высотной привязки - репера. Один из таких располагается в стене станционной водонапорной башни:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Аббревиатура ВТС РККА означает, что этот пункт был заложен Военно-топографической службой Рабоче Крестьянской Красной Армии.

Мы зашли в здание станции, чтобы взять у копии нужной документации. Тут ожидал первый раритет:

Аппарат электрожезловой системы:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В России осталось лишь несколько участков железной дороги, где она все еще действует. Данный аппарат 1956 года выпуска.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Логичным продолжением жезловой системы, является семафор, установленный на границе станции:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Направляющие тросика семафора идут по стойкам, которые закреплены в насыпи ж/д. Стойки делались из подручных материалов, каковыми в тот момент оказались старые рельсы. Проходя мимо, не мог не запечатлеть:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Думаю, что фирму KRUPP представлять не надо? После марки производителя рельса, идет дата производства - 1926 год. Данная железнодорожная ветка была построена еще в царское время и до перехода этих территорий к СССР ее эксплуатировали финны.

Мост через реку Янисйоки, постройки 1922 года:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

И вид, который открывается с верха пролетного строения:



Посмотреть на Яндекс.Фотках
(на заднем плане, где труба, виднеется поселок Ляскеля).

Раритетно на этой ветке ж/д практически все, в том числе и рельсы



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Я не выбирал специально рельс с самым старым годом производства, встречаются даты начиная с 1937 по 50-60е годы.

В связи с тем, что основная часть железнодорожных сооружений была построены в первой половине ХХ века и дело происходило в Карелии, в строительстве широко применялся природный камень. Бетонный раствор только для соединения и замазывания швов. Например, вот мост-путепровод 1900 года:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Так как рельеф в северном Приладожье весьма неровный, строителям приходилось или сооружать высокие насыпи (до 25-30 метров в высоту) или пробивать проход в сопках, где под тонким слоем почвы, покоятся многовековые гранитные монолиты. Таким образом есть полукилометровые участки, где ж/д идет в узкой скальной выемке



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

На кромке одной из таких выемок, мне показалось интересное сооружение, сразу мелькнули мысли о ДОТе:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Однако, наверху ждало разочарование - всего лишь старый бетонный монолит, обложенный камнями. Назначение установить не удалось.

Водопропускные трубы под насыпью так же сооружены из каменных блоков:



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

80% из них до сих пор совершенно исправно выполняют свое предназначение.

На перегоне существовали еще две станции - Вялимяки и Импилахти.

От первой совсем не осталось следов, кроме пикетажного значения на продольном профиле железной дороги. Вторая по факту тоже не существует, но еще остается станционное здание:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Одна часть его сейчас стала жилым домом (полагаю, живет семья кого то из бывших железнодорожников), а другая, ранее бывшая фасадной, просто заколочена:



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Середина сентября, змеи и ужи греются в солнечные дни на деревянных шпалах, перед тем, как заползти в норы



Посмотреть на Яндекс.Фотках

За несколько км до станции Леппясилта пересекаем мост через Сумерианйоки, которую, на русский лад, так же называют



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вход на станцию



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Тут в очередной раз порадовали стойки тросика семафора :)



Посмотреть на Яндекс.Фотках

На этот раз, рельс фирмы Cockerill 1895 года выпуска.

Следует заметить, что в данное время на этой ветке сохранилось только грузовое движение, причем весьма "расслабленное" - 3-4 небольших состава в сутки. Везут лес. В Леппясилта находится большой открытый склад и происходит погрузка



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Станционное здание в кадр не попалось, но оно совершенно аналогичное тем ,что стоят в Ляскеля и Импилахти.

На выходе со станции есть пост, где время от времени появляется служащих, который переводит ручные стрелки



Посмотреть на Яндекс.Фотках

и управляет семафором с помощью вот такого механизма



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Полным ходом опадает листва, засыпая полотно



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот и конец работы, мост через речку



Посмотреть на Яндекс.Фотках
(я полагаю, что это тоже сокращение полного названия).

где находится еще один репер



Посмотреть на Яндекс.Фотках

осень, Карелия, железные дороги, путешествия, работа

Previous post Next post
Up