Оригинал взят у
marinagra в
«КИТАЙ» НА ЭЛЬБЕ: ДВОРЦОВЫЙ КОМПЛЕКС ПИЛЬНИТЦ
Панорама Дрездена с борта пароходика
До дворцового комплекса Пильнитц (Pillnitz) в пригороде Дрездена можно доехать на автомобиле, трамвае
или на автобусе, но гораздо интереснее отправиться туда на старинном пароходике. Колесные пароходы
1920-х гг. с начала апреля до начала ноября курсируют по Эльбе, доставляя туристов от пристани
в самом центре старого Дрездена, близ ступеней Brühlsche Terrasse, к ступеням дворца Wasserpalais
в Пильнитце.
Дворец Albrechtsberg на берегу Эльбы
Плавание по Эльбе - приятнейшее из путешествий. Над рекой разворачивается панорама Дрездена,
и по мере того, как мы удаляемся, навечно опаленный войной город словно возвращает себе
целостность, которой ему так не хватает. Издалека он уже не похож на черно-белый пазл: и
обгоревшая до черноты колокольня Hofkirche, и сверкающий белизной новенький купол Frauenkirche
обретают в речной дымке единство общего силуэта.
Дворец Eckberg на берегу Эльбы
Исчез за поворотом реки Дрезден. Теперь смотрите на высокий левый берег: один за другим перед
вами предстанут три дворца. Albrechtsberg (1850) с двумя квадратными башнями, величественными
колоннадами и ступенчатыми террасами, выстроенный в то же время Lingnerschloss и неоготический
Schloss Eckberg (1860) на вершине холма.
Мост «Blaues Wunder» (Голубое чудо)
Далеко впереди замыкает речной коридор знаменитый мост «Blaues Wunder» (Голубое чудо). Этот
мост длиной 141 метр, не имеющий промежуточной опоры, был для своего времени действительно
чудом инженерной мысли. Трудно поверить, что он построен в 1893 г., настолько современно выглядят
его ажурные металлические конструкции.
Церковь Maria am Wasser
Уже близ Пильнитца, опять слева по ходу кораблика, стоит у самой воды трогательная маленькая
церковь Maria am Wasser c куполом-луковкой. Идиллический мирный пейзаж…
Дворец Wasserpalais
И все же никакие увиденные по пути красоты не затмят Пильнитц! Когда над спускающейся к самой
воде широкой лестницей празднично раскрывается фасад дворца Wasserpalais, все туристы с
безостановочно щелкающими фотокамерами устремляются к левому борту, грозя перевернуть пароходик.
Дворцы Wasserpalais и Neues Palais
Хочется немедля причалить к этим гостеприимным ступеням и взбежать по ним на террасу
перед дворцом. Именно так делали владельцы Пильнитца. Кем они были?
Дворец Wasserpalais
Саксонский курфюрст Иоганн Георг IV купил Пильнитц в 1694 г. для своей метрессы. В ту пору на берегу
Эльбы стоял обращенный к воде боковым фасадом дворец, который не сохранился до наших дней.
В том же году курфюрст скоропостижно умер от оспы, не оставив потомства. Его сменил на троне
младший брат, Фридрих Август I или Август Сильный, неутомимый строитель, благодаря которому
Дрезден стал одним из красивейших европейских городов, «Флоренцией на Эльбе».
Саксонский курфюрст Фридрих Август I или Август Сильный
В 1706 г. курфюрст выкупил дворец, чтобы в свою очередь подарить его метрессе - блистательной
Анне Констанции графине фон Козель (Cosel). (Возможно, некоторые читатели помнят посвященный
ее горькой судьбе польский фильм «Графиня Коссель», 1968 г.) Через семь лет Пильнитц превратится
в тюрьму для впавшей в немилость возлюбленной курфюрста. Ни поразительная красота и обаяние,
ни изобретательный ум интриганки, ни письменное обещание Августа Сильного жениться, ни, наконец,
трое рожденных от него детей, не спасли графиню от мести завистливых придворных и гнева
охладевшего к ней курфюрста.
Анна Констанция графиня фон Козель
С 1713 по 1715 гг. дворец стал для нее местом ссылки. Она бежала из Пильнитца, чтобы оказаться
впоследствии в куда более строгом заточении в крепости Stolpen, которую графиня Козель не
покидала почти 50 лет, до самой своей смерти.
Ступени спускаются прямо к воде.
Хроника наводнений в Пильнитце.
В 1720 г. Август Сильный решил возвести в Пильнитце новые загородные дворцы. Проектирование он
поручил в ту пору уже известному архитектору Маттэасу Даниэлю Пёппельману (Pöppellmann),
создателю только что завершенного дворцового комплекса Цвингер в Дрездене. Нельзя не поражаться
разносторонности таланта Пёппельмана. Цвингер - это пышное, пластичное, зрелое барокко, дворцы
Wasserpalais и Bergpalais в Пильнитце построены в ином стиле: это барокко с экзотическим привкусом.
В саду Lustgarten
Стоящий на берегу Wasserpalais с его лодочным причалом напоминает венецианское палаццо, а Эльба
играет роль Canal Grande - Большого канала в Венеции. Подчеркивая это сходство, гости подплывали к
дворцу на богато разукрашенных «гондолах»; одна из таких праздничных «гондол» (1790), отдаленно
похожих на подлинные, демонстрируется в дворцовом парке.
Дворец Bergpalais
Однако главный архитектурный мотив Пильнитца - китайский. Изгибая высокие кровли наподобие
крыши пагоды, пуская по карнизам двуцветные ленты росписей с китайскими мотивами, архитектор
отдает дань шинуазри - моде на все китайское в архитектуре, изобразительном и прикладном
искусстве, которая началась с увлечения китайским фарфором, в начале 18 в. охватила Европу
и очень гармонично сочеталась со стилем барокко.
Еще явственнее зазвучит китайская тема, когда мы обойдем Wasserpalais и очутимся в саду Lustgarten,
который с трех сторон окружают дворцы. Напротив дворца Wasserpalais Пёппельман выстроил его
зеркальное отражение - Bergpalais (1724). Перпендикулярно дворцам-близнецам, на месте сгоревшего
старого дворца, был впоследствии возведен Neues Palais (1826) - дворец в стиле классицизма, деликатно поддерживающий китайскую тему. Каре из трех зданий должно напоминать о площади перед воротами
императорского дворца в Пекине. Вытянутые фасады дворцов словно состоят из отдельных китайских
павильонов.
Китайский павильон
Яркая окраска стен (охристо-желтый и кирпично-красный цвета контрастируют с темно-серым и белым)
также вносит «китайскую ноту» в облик Wasserpalais и Bergpalais. Украшающие фасады дворцов-
близнецов портики с колоннами - провозвестники идущего на смену барокко классицизма, в то же
время пышные капители колонн и витиеватые решетки балконов характерны для барокко.
Дверная ручка китайского павильона
Главное очарование Пильнитца в слитности архитектуры с природой. Wasserpalais, двухэтажный со
стороны сада Lustgarten и трехэтажный со стороны реки, идеально «вписан» в береговой склон,
дворцовые кровли с многочисленными башенками четко вырисовываются на фоне неба. Водная стихия
с обманчивой игрой отражений - непременная спутница архитектуры барокко. Отражаясь в реке,
Wasserpalais словно получает еще одного двойника, и все три дворца отражаются в маленьком пруду
в центре сада Lustgarten. Однако соседство с водой не только прекрасно, но и опасно. Дворцовый
комплекс, и в особенности Wasserpalais, многократно страдал от наводнений.
Уголок дворцового парка. Поляна крокусов.
Пильнитц служил местом увеселений, пышных придворных праздников, свадебных торжеств. Одной
из этих свадеб стало в 1725 г. бракосочетание Августы Констанции, дочери Августа Сильного и
злосчастной графини Козель. Праздник длился четыре недели!
Пильнитцкая камелия в оранжерее
Построив дворцы, курфюрст потерял интерес к Пильнитцу, увлекшись очередными проектами. Но в
1765 г., в правление Фредерика Августа III, внука Августа Сильного, Пильнитц получил статус летней
резиденции саксонских курфюрстов, и здесь снова развернулось строительство. К дворцам-близнецам
были пристроены флигели для прислуги, и они обрели свой теперешний вид.
Дворцовый парк на берегу Эльбы расширили и украсили новыми сооружениями. Кроме регулярного
французского сада Lustgarten и продолжающего его сада Heckengarten, за которым ухаживала в
годы своего заточения графиня Козель, были разбиты английский сад с английским павильоном
(1776) на берегу романтического пруда и китайский сад с китайским павильоном-пагодой (1804).
В летние месяцы в китайском павильоне можно поучаствовать в чайной церемонии и полюбоваться
изысканным интерьером.
У камелии много сортов. Цветки отличаются размерами, а также формой лепестков.
За Bergpalais появились голландский сад и обширный ландшафтный парк Schlossgarten с редкими
породами деревьев, тенистыми аллеями и солнечными полянами, по которым снуют белочки. Оранжерея
Palmenhaus (1859) интересна как одно из первых в Европе ажурных парковых сооружений из стекла и стали.
Уникальная достопримечательность парка -
японская камелия , самая старая в Европе. Пильнитцкой
камелии больше 230 лет. Это один из четырех ростков, привезенных из Японии в 1775 г. для лондонского
ботанического сада. В 1780 г. камелия попала в Дрезден, а в 1801 г. была высажена в Пильнитце.
Разборная оранжерея для камелии
Сначала японскую гостью укрывали на зиму набитыми сеном матрацами, а затем вокруг нее была
выстроена деревянная оранжерея. Зимой 1905 г. деревянный домик загорелся, камелия чудом не
погибла. В 1992 г. была специально сконструирована разборная оранжерея, которую каждую осень
встраивают вокруг дерева, чтобы защитить его от холода с октября по май. Но только во время
цветения камелии, примерно с конца февраля до конца апреля, оранжерея в хорошую погоду открыта
для посетителей. Навещать весной пильнитцкую камелию стало для жителей Саксонии чем-то вроде
традиции, как для японцев - ежегодные паломничества к цветущей сакуре.
Белочка в дворцовом парке
Трудно передать на фотографии мощь и великолепие этого ветвистого дерева: его высота - почти 9 м,
обхват ствола - 11 м, на нем расцветает до 35 000 красно-розовых цветов. Вдоль застекленной стены
оранжереи тянется пандус, по которому можно подняться до самого верха. Рядом с оранжереей в
месяцы цветения чудо-дерева разворачивается выставка-продажа кустов камелии и других
экзотических растений.
Планируя посещение Пильнитца, турист оказывается перед выбором: в то время, когда цветет камелия,
открыты еще не все музеи дворцового комплекса. Neues Palais (здесь очень эффектный зал c грандиозным
куполом и старинная кухня) можно осмотреть с апреля по октябрь, а дворцы-близнецы, в которых
сохранились некоторые интерьеры и расположен богатый музей прикладного искусства
Kunstgewerbemuseum c экспонатами разных эпох, от готики до 20 столетия, открываются для
посетителей только в мае. Впрочем, Пильнитц всегда прекрасен, и в любое время года стоит
сюда приехать!