Сергей Мухин
- Пожалуйста, посмотрите сюда.
Смотрю «сюда», откуда на меня с монитора смотрит... Да это же я... сам на себя смотрю. Компьютер сканирует мою заспанную физиономию и сравнивает её с изображением в паспорте. Для китайцев все европейцы на одно лицо.
Наглаженная до хруста пограничная форма чертовски идет симпатичной, худенькой девочке. Белозубая улыбка:
- Welcome to Shanghai. :-)
Едва приземлившись, китайцы несутся со своими чемоданами, сметая все на пути.
Вряд ли пропустят кого-то вперед или уступят место. Зато легко попросят с ними сфотографироваться или будут рассматривать вас, как рассматривают дети диковинных зверей в зоопарке. Да они и есть дети. Любопытные, беззлобные и дружелюбные. Им все интересно и они везде хотят быть первыми.
Самое высокое здание? В первой пятерке. Самый быстрый поезд (400 километров в час). Самое длинное метро, 434 км (после Нью-Йоркского). Самая высокогорная железная дорога - 5072 метра, на 262 метра выше верхушки Европы - Монблана. Что еще самое? Первое место на олимпиаде? В тройке лидеров - второе, после США.
В Шанхае синее небо - роскошь. Даже когда светит солнце, желтый смог съедает в небе ультрамарин.
В иллюминаторе монохромная картинка, цвета зеленого чая, как выцветшая от времени фотография.
Много воды, желтые реки, корабли, рассыпанные, словно рис, лодки.
Здесь водители не пропускают пешеходов на пешеходной зебре. Логика убийственно проста: если ты пешком, а я на машине, значит, я богаче тебя и уступить дорогу должен ты. Резкий сигнал клаксона - призыв к субординации.
Велосипедисты и мотоциклисты тоже так считают, но, в отличие от автомобилистов, уверены, что могут ехать и по тротуару. И тоже недовольно сигналят нахальным пешеходам.
И если в Шанхае увернуться от авто на переходе еще можно, то в провинции, ну так миллиона на четыре китайских жителей, шансов у пешехода меньше.
Аборигены привычно уворачиваются от двух- и четырехколесных хищников, а вот иностранцам лучше не терять бдительности.
До Сучжоу езды на поезде около часа, - не на столь быстром, как Маглев (чудо на воздушной подушке), который идет из аэропорта Пудонг в центр Шанхая с пиковой скоростью 400 километров в час, но 293 км/ч, тот максимум, что я увидел на дисплее в вагоне поезда Шанхай-Суджоу, тоже впечатляет. Грохот, с которым пролетает этот зверь, как раскат грома. Миг, - и его уже нет.
На широкой платформе в Сучжоу разметка, где с миллиметровой точностью останавливаются двери вагонов. За пару минут до прибытия поезда здесь выстраиваются ровные цепочки пассажиров к своим местам, согласно купленным билетам.
Раньше, чем за пять минут до посадки, вас не пропустят вокзальные турникеты, сканирующие билеты. Поэтому кресла для ожидающих пассажиров стоят рядами, перпендикулярно турникетам, формируя сидячую очередь. По сигналу табло с номером рейса очередь встает.
Сучжоу - старше Шанхая, известный уже в начале VI века, город садов и пагод, и памятник Юнеско.
Садов около пятидесяти. Разного размера и своей значительности, в списке мирового наследия. Самый большой - «Сад скромного чиновника», по ассоциации со «скромным правителем» - классическим китайским литературным персонажем, для которого сад - самое ценное, что есть в этой жизни.
Некий китайский чиновник, обвиненный императором в злоупотреблении своим служебным положением и будучи отстраненным от государственной службы, уехал в Сучжоу, где на все, что им «было нажито непосильным трудом», построил себе самый грандиозный в Китае сад. А было это не так давно, по китайским меркам, в эпоху Минской династии, в XVI веке (1509 г.).
Конечно, тех деревьев давно нет, но есть сад. Густой, как зеленый лес. Роскошный. С замысловатыми павильонами.
Один павильон, - чтобы слушать в нем дождь, в другом - созерцать через круглый проем, точно это картина в раме, приход осени. Или зимы.
А названия? Словно стихи. Павильон снега и облаков. Павильон Ожидания Холодов. Павильон Вышивания. Пристань Диких Яблонь. Павильон Наклонной Радуги. Павильон Бамбуковой Хижины.
Пруды и извилистые дорожки. Мосты, буквой зю. Прямой мост - слишком просто для китайцев, к тому же, когда вы идете по извилистому мосту, виды парка меняются перед вашими глазами, что исключительно важно для правильного созерцания. Ваш путь продлевается, а злые духи, не дай бог, увязавшиеся за вами, наверняка запутаются.
Сад мастера рыбачьих сетей намного меньше, чем сад скромного чиновника, но он удивительно уютный. И здесь меньше туристов.
Кстати, значительное большинство туристов в Китае - это сами китайцы...
...европейцев немного, они предмет откровенного любопытства. Просьба вместе сфотографироваться не оригинальна.
А светловолосые европейцы пользуются особой популярностью.
Изысканные павильоны и ворота с чудными, изогнутыми крышами…
Затейливые проемы и двери...
...изогнутые дорожки и, непременно, - изогнутые мосты, пруд с сытыми и ленивыми золотыми рыбками, ничего не знающими о рыбачьих сетях и вырастающих до нескромных размеров.
Снова павильоны-стихи.
Кабинет пяти пиков.
Дом созерцания пустоты.
Кабинет созерцания сосен.
Павильон наслаждения живописью.
Камни, причудливой формы, с дырками, как в швейцарском сыре. То ли камни, то ли скульптуры. Когда-то в этих глыбах делали отверстия и опускали их в реку, доверяя воде роль скульптора. За много лет сколы и острые грани сгладились и камни превратились в фантастические скульптуры.
Пагода Бэйсы Та. Самая большая пагода в Сучжоу, ее высота 76 метров.
В плане каждого этажа - восьмиугольник, стоящий на таком же восьмиугольнике, но уменьшающийся с каждым верхним ярусом.
Всего девять ярусов, с крышами-карнизами, заканчивающихся драконами. Сосчитать их несложно, всего 72.
ЧжуЦзяЦзяо. Город в пятидесяти километрах от центра Шанхая.
36 мостов и 10 000 домов, построенных в период правления династий Мин и Цин, с XIV века по начало XX.
Китайская Венеция. Каналы, лодки, азиатские гондольеро в соломеных шляпах-конусах. Грозди туристов, глазеющие с лодок на древние берега.
Мосты, выгнувшие каменные спины над каналами.
Узкие городские улицы. Торговцы всякой всячиной, сувенирами, и диковинной едой, которую готовят тут же.
Вкусный, сизый дымок. Рисовые колобки в листьях бамбука и, только с огня, мясо, похожее на баварские рульки.
Мост через желтую реку, построенный в 1571 году и улица, как продолжение моста, весьма концептуально разрезает город пополам... На старый, с древностями, храмом Юаньцзинь Чаньюань, XIV века, пагодой, красными, пузатыми фонарями...
...загнутыми, как восточные туфли‚ черными крышами...
...и новый город, точно из свежих архитектурных журналов, с образчиками модного минимализма.
За мостом китайские бабушки продают черепах и золотых рыбок в полиэтиленовых пакетиках.
Купленных рыб надо выпустить тут же, в реку, чтобы очистить карму.....
(продолжение следует)
Сергей Мухин
Оригинал -
"Шанхайский альбом" в блоге
c_myxuh