Полезный совет: если вы покупали билеты на туравтобус, посмотрите книжечку с купонами, там может оказаться скидка на 20% на входные билеты в Casa Batlló (входной билет включает в себя аудиогид).
Passeig de Gracia... Эта улица в начале 20 века приобрела популярность среди высших классов населения Барселоны. Богатые бизнесмены мерялись домами. Популярность улицы среди богачей вызвала здоровое соцсоревнование: чей дом краше. Если на одном доме появлялась плитка, то чуть спустя на соседнем появлялась плитка ещё интереснее и дороже. Если одна семья нанимала известного архитектора, то соседи старались найти ещё более известного.
Гауди был одним из последних архитекторов, которые отметились на Passeig de Gracia в квартале промышленников. Его позднее прибытие на сцену соревнующихся архитекторов и их работодателей диктовало одно: его дома должны выделяться и поражать. Дом, принадлежавший промышленнику по имени Joseph Batlló, до сих пор удивляет и поражает. Само здание было построено одним из учителей Гауди - Emili Salas Cortes. Гауди было поручено его перестроить, потому что здание, приобретенное Joseph Batlló, выглядело совсем обычным, и эта обычность резко контрастировала с соседом - Casa Amalter. В 1904 году Batlló решился на переделку дома. Соцсоревнование привело его к Гауди, которому на тот момент было 52 года - в самом расцвете сил и карьеры.
Casa Amalter, сосед-вдохновитель
Сначала Batlló хотел совсем снести дом, но Гауди уговорил его оставить каркас, а все остальное переделать: достроить два дополнительных этажа (один жилой этаж и чердак) и полностью переделать фасад. Архитектор полностью проигнорировал муниципальные законы. В 1904 году в городскую управу были поданы весьма размытые планы перестройки дома. Тут же, не дожидаясь разрешения, Гауди начал работу. В 1906 году муниципалитет потребовал приостановить работы, в связи с тем, что разрешение так и не было получено. Однако, работа по перестройке была уже почти завершена, и всего 15 дней спустя Josep Batlló запросил разрешение на сдачу в наем верхних этажей здания. Гауди нарушил один из законов городского строительства в Барселоне тем, что свесил верхние этажи над тротуаром - они выступают на 60 см.
Гауди сконцентрировал свое внимание на фасаде здания. Внешние стены были снесены на первых трех этажах, верхние остались нетронутыми. В перестройке первых трех этажей использовались довольно дорогие материалы, например, песчаник, из которого выполнены окна и колонны. Тут хорошо видно очередь на вход - она заворачивает за угол дома (минут 20-25 ожидания)
Гауди использовал архитектурные формы, которые с одной стороны кажутся знакомыми, а с другой - странными. Например, колонны фасада одновременно напоминают
большеберцовую кость и нежные цветы. Абстрагируясь от полностью натуральных форм, внося такое двоякое толкование, Гауди создает удивительную атмосферу, где все как во сне. Профиль с колоннами - много лет семья Batlló сдавала первый этаж владельцу магазина антиквариата. Костеподобные колонны, которые выступают на тротуар и неумолимо заставляют глаз за них зацепиться, были лучшей рекламой магазину.
На втором этаже находятся жилые комнаты, гостиная с огромным окном необычной формы. Размер окна подтверждал могущественность и денежную власть семьи Batlló. Из-за этого окна дом даже прозвали "зевающий дом" . На третьем этаже находятся спальни с двумя большими окнами-эркерами и столовая.
На верхних этажах балконы поскромнее - эти этажи сдавались
Башенка с крестом (Гауди был очень верующим), вид снизу
Фрагмент мозаики на фасаде: сделанные на заказ полихромные керамические круги и разноцветные осколки стекла, которые меняют цвет фасада, когда подсвечиваются солнцем. Гауди самолично следил за работой и указывал, куда и какой цвет лепить. Фасад дома-дракона сравнивают с лилиями Моне...
Внутрь попадаешь через такую сказочную дверь
Поднимаешься наверх по не менее затейливой лестнице
Поднимаемся выше - обратите внимание на форму и роспись стен. На втором и третьем этажах Гауди перераспределил жилое пространство. Обычные стены и углы были заменены на плавные изгибы, придающие пространству гибкость и открытость. Песочные тона придают дополнительную лёгкость пространству.
В первой комнате удивляют камин, люстра, встроенные шкафчики и система вентиляционных решеток, хитро вписанная в деревянные двери
В следующей комнате аудиогид обращает ваше внимание на оконные ручки и даже предлагает за них подержаться - Гауди уже тогда думал об эргономичности.
В окнах - цветная мозаика, которая меняет цвет и свет в помещении, в зависимости от времени суток и уличного освещения.
Особенна интересна гостиная, которая состоит из одной большой комнаты и двух маленьких, прилегающих. Пространство можно разделить дверями или объединить в одно, раздвинув деревянные двери в стороны. Вид на улицу из основной комнаты гостиной.
Закрученный потолок и люстра
Когда-то гостиная выглядела вот так
В центре здания, в "колодце", Гауди несколько расширил патио, установил полупрозрачную крышу, поместил лифт и лестницу. Стены выложены градуированно окрашенной керамической плиткой (от белых внизу до кобальтово-синих вверху), что способствовало равномерному распределению света. Когда смотришь на стены снизу, то они кажутся равномерно синего цвета. Обратите внимание, что размер окон тоже меняется от нижнего этажа к верхнему: вверху света достаточно и при меньшей площади окон.
Внутренняя лестница
Окна столовой с выходом на большую террасу на заднем дворе.
В гостиной потолок закручивается в спираль, а здесь - потолочная капля или многочисленные груди
Во внутренне пространство Гауди внес несколько фундаментальных изменений. Он расширил террасу, выходящую на задний двор, отделал её керамикой и украсил заднюю стену дома мозаикой. Вид на дом с заднего дворика
А так задний дворик выглядит, если на него смотреть с крыши
Чердак, где разместились прачечные и кладовки
Лестница на крышу
На крыше - даже трубы прекрасны
Крест
Хребет (некоторые считают, что крыша дома представляет собой дракона, поверженного St. Jordi)
Спускаясь вниз - через стекло на лестнице
С использованием татьи (на англ.) Соседнее творение Гауди, Casa Mila, было закрыто, посмотрели только снаружи.