Занимательная Египтология. Каирский музей. Часть 54

Jun 01, 2019 13:57

Поездка в Каир в октябре 2018 года была мне в тягость. На самом деле я вообще не хотела ехать. Но поехала только из-за родителей. Новый Египетский музей еще не открыли. За год это получалась моя третья поездка в Каир на автобусе. Мне казалось, я еще не успела отдохнуть от той, апрельской поездки, когда мы очень долго возвращались из Каира, потому что именно в эту ночь был обстрел Сирии ракетами.


И вот, в октябре, в этот же день, что мы провели в городе, на окраине Каире расстреляли автобус с коптами. И опять долгие 9 часов возвращения в Шарм эль Шейх. С 6 вечера до 3-30 ночи.

Я перестала любить поездки на автобусах, они меня стали напрягать, и если дорогу до Каира я еще как-то переношу и умудряюсь спать в кресле, то обратная дорога для меня - это адский ад.
Постоянные остановки, проверки документов. Я не могу спать, я не могу сидеть, меня все раздражает, и всех хочется убить.

Но были и свои плюсы - в полупустом Египетском музее появились новые экспонаты, которые долгие десятилетия пылились в подвалах, открывают временные экспозиции. Мне посчастливилось попасть в 12 зал, и увидеть таки Хатшепсут в образе коровы и все это святилище целиком.
Так что поехали мы, все-таки не зря. Мы увидели золотой зал, который раньше был закрыт, увидели статую маленького Рамзеса Второго, увидели самую древнюю мумию…

Начнем со статуи Рахотепа и Нофрет. Мне кажется, эта известняковые изваяния раньше стояли в другом зале, хотя я могу и ошибаться. По описаниям в Интернете, статуи находились в 32 зале Египетского музея.



В апреле мне никак не получилось их сфотографировать. И вот, 9 утра, почти пустой музей и я стою перед этой очаровательной парочкой, которая жила во времена правления фараонов Четвертой династии (это времена строительства пирамид на плато Гиза и так называемое Древнее царство)

Статуи Рахотепа и Нофрет были найдены в одной из гробниц в Медуме. В 1871 году там проходили раскопки под руководство О. Мариета. Эта была одна из самых больших могил в некрополе. Под восточным фасадом гробницы, где обычно делали ложную дверь, археологи обнаружили остатки более ранней постройки с крестообразной погребальной камерой. Стены камеры были украшены очень красивыми рельефами и росписью. По какой причине была покинута эта мастаба - археологам не известно. Найденные статуи и погребальные предметы относятся к Третьей и Четвертой династиям.

Египтом тогда правил фараон Снорфу, а Рахотеп был одним из его сыновей от первой жены.

В те времена такое изображение супружеской пары было весьма распространено. Пары изображали сидя или стоя.

Рахотепа и Нофрет не имели божественного сана, поэтому их изображения гораздо более естественны и менее официальны, нежели изображения фараонов. Все это проявляется в более свободных позах и жестах. Эти скульпторы имеют более живое и естественное выражение лиц. И ты понимаешь, что это живые люди, и, скорее всего, они так и выглядели в жизни. Хотя и тут соблюдались каноны.

Скульпторы старались отобразить индивидуальные особенностей личности - возраст, комплекцию, внешность, прическу, одежду, и даже украшения. Хотя нижняя часть тел выполнена очень формально. Скульпторы все свое мастерство проявили на верхней части статуй.

Правая рука принца Рахотепа поднята и согнута в локте. Его кулак находится напротив сердца. Это символический жест. В представлении древних египтян этот жест символизировал - переплетение мудрости и чувств. Руки принцессы Нофрет скрещены на животе. На спинках белых сидений, по обеим сторонам от фигур, нанесены иероглифы, в которых сообщаются имена супругов и перечисляются их титулы.

Царевна Нофрет изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, перехваченном повязкой, на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет довольно плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо. По традиции Четвертой Династии статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый, статуя женщины - в светло-желтый цвет. Тело принца показано весьма атлетическим.

Эти статуи привлекают внимание своими светящимися глазами - они выполнены из алебастра и хрусталя.

Имя царевны в переводе означает «Красавица». О её родителях ученым ничего не известно, но египтологи считают, что Нофрет имела благородное происхождение и носила почётный титул «та, которую знает царь». После смерти была похоронена в гробнице вместе со своим мужем.

У супругов было шестеро детей: три сына (Джеди, Иту и Неферкау) и три дочери (Меререт, Неджемиб и Сетхтет). Их изображения сохранились в гробнице Рахотепа.

Наверное, если бы не найденная хорошо сохранившаяся статуя, об этой паре мог никто и не узнать.

путешествия, Египет, музеи

Previous post Next post
Up