Швейцарские хроники. Мой четвертый Цюрих. Часть 3

Jan 23, 2019 22:37

Церковь Фраумюнстер.

Итак, наш путь начался от стоящей на набережной реки Лиммат церкви Фраумюнстер. Мы шли по улице Штадтхаусквай. Вообще, с такими названиями улиц у меня проблемы. Я их запоминаю раза с пятого, а нормально прочитать могу со второго - третьего раза. Это потому что с немецким языком у меня беда. Как и с французским. Но это не помешала объездить мне почти всю Швейцарию.
Фраумюнстер - это церковь с ярко-зеленым остроконечным шпилем и курантами.






Эта церковь, которая согласно официальной хронике, была возведена еще в далеком 853 году легендарным королем Людовиком Вторым Немецким. Сделано это было для его дочери по имени Хильдельгарда.

Это любимый мной готический стиль и строгость, характерная для строений Швейцарии и немецких земель того времени. Сам Цюрих тогда носил немецкое название Ziurichi. И только в 10 веке начал носить название, которое мы знаем сегодня.

Интереснейшая история этого храма привлекает в него ежегодно десятки тысяч туристов и просто гостей Швейцарии.

Дочь короля отличалась тем, что с малых лет была ярым католиком, она везде католическую веру. Однажды она решила отойти от мирских дел, и посвятить себя служению Богу. Такая тяга к духовному и возвышенному, не могла не вызвать восхищения царственного отца. Ведь в те времена царские дети выбирали обычно развлечения, а не корпения над Библией в тесной келье. И вот отец - король Людвиг Второй Немецкий решает поддержать свою дочь и строит для нее церковь и монастырь.

Монастырь владел двумя городами и всеми прилегающим к ним окрестностями. Отец не поскупился. Монастырь не бедствовал.

Иногда, читая такие истории, мне кажется, что девушки выбирали монастырскую жизнь и из других побуждений. Сколько в те времена умирало женщин в родах?

Монастырь быстро наполнился монахинями из богатых и знатных семей. Подавляющая часть монахинь из церкви Фраумюнстер были дочерьми или вдовами самых влиятельных особ страны. Здесь почти не было места случайным женщинам. Влияние монастыря росло год от года.





Многие монархи оказывали финансовую поддержку этому женскому монастырю.

В 1045 году король Генрих Третий официально позволил в Фраумюнстере заниматься чеканкой монет (!!!). Стоит отметить, что в то время такой чести удостаивались лишь самые влиятельные храмы.

Аббатиса монастыря устраивала в городах торговые рынки. Плюс чеканка монет и таким образом монастырь приобрел власть над Цюрихом и Туром.

А в 1218-м году Фраумюнстер и монастырские земли отделяются от государства и получают почти полную независимость. Даже мэр Цюриха избирался не на народном собрании, а по указу аббатисы монастыря Фраумюнстер. Аббатисе мог приказывать только король, но, судя по историческим документам, ни разу этого не делал.

Но, такое положение вещей продлилось только до четырнадцатого века.

Сейчас мы находимся во дворе монастыря. В крытой галерее. Тут находится цикл фресок на темы создания монастыря и истории Цюриха. Фрески выполнил швейцарский художник Поль Бодмер. Если верить написанному в Интернете, то он прожил почти 100 лет, с 1886 года по 1983. А в центре галереи установлен памятник последней аббатисе. Ею оказалась Катарина фон Циммер.





Монастырь стал постепенно утрачивать власть. Горожанам надоело, что ими управлял мэр, выдвинутый на свой пост аббатисой. Согласно документам, найденным в древних архивах города, первый мэр, избранный народом, начал управлять Цюрихом уже в 1336-м году. В 1524-м году монастырь распустили согласно приказу известного политика и реформатора Ульриха Цвингли.
Из Интернета - «После того, как монастырь был распущен, величественное здание, построенное в строгом готическом стиле, начало постепенно приходить в упадок. Власти города не пытались сохранить одну из главных достопримечательностей города. Зачем им было это делать? Никто не видел смысла возвращаться к прошлому, в котором неоспоримую и неограниченную власть имела женщина».
Церковь Фраумюнстер в Цюрихе разрушалась ровно до середины 20-го века. А потом власти города спохватились и поняли, что тут не хватает исторических памятников.





В католической до сих пор Kirche Fraumunster фотографировать нельзя. Мало того, в нее стал платный вход. 5 франков. Наверное посчитали, какой доход они теряют от огромного количества туристов, которые спешат по набережной в церковь.

Первые 2 раза мы заходили в нее бесплатно. И один раз гид нам даже разрешила пофотографировать. Но только не витражи работы Марка Шагала. А ведь именно они привлекают туристов.







Да, витражи очень красивые, но в них нет ничего супер - пупер такого, из-за чего нельзя бы их было сфотографировать. На моей памяти это первый подобный запрет не только в Швейцарии, но и в Европе.

В момент начала работ над витражами Церкви Фраумюнстер Марк Шагал был уже в довольно преклонном возрасте. Ему было 83 года. Несмотря на болезнь, величайший художник лично работал над каждым витражом и даже самостоятельно готовил для них стекло.

окон, которые Марк Шагал передал в дар городу Цюрих. ОН не взял ни копейки за свою работу.
Из путеводителя - «Когда живописцу исполнилось 90 лет, он украсил церковь Фраунмюстер новым окном «розой».

А вот роза мне очень понравилась. Этот витраж имеет семь лепестков. Каждый из лепестков «розы» символизирует собой день, в который бог сотворил наш Мир. Тут все просто и понятно.
Перед витражами в церкви стоят стулья для туристов. Гид очень тихо, почти не слышно, рассказывала нам про каждый витраж. Но это было в первый раз. В этом году мы даже не зашли в церковь. Гид прокомментировала церковь так - потом сами зайдете, заплатите деньги и все посмотрите. Какая замечательная экскурсия!

церкви, путешествия, лето, храмы, Цюрих, фото, Швейцария

Previous post Next post
Up