Айя София. Собор Святой Софии. Место, куда хочется вернуться.
В этом соборе я была года 4 назад с групповой экскурсией, перед которой была почти бессонная ночь. Я помню, как я отчаянно боролась со сном, потому что все хотелось рассмотреть, все хотелось запомнить.
Все это время меня неумолимо тянуло в Айю Софию. Так меня тянет только еще в одно место - Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
И вот, второй раз в жизни я стою перед этим чудом. Мы опять на площади Султнахмет.
Будний день, очередь не большая. И нас на входе тут же начинает одолевать один гид, привязался, как банный лист. Билет в Айю Софию стоит 12 долларов, он хотел за экскурсию 50. Мы уже не знали, как от него отвязаться, последним его аргументом было, что вам там не разрешат фотографировать, а у меня есть такой пропуск. Мы этому турецкому товарищу не поверили, и были правы. Фотографировать можно!
Ну, постояли мы минут 15 в очереди и все.
Погода радовала, и никаких тебе терактов и убийства российского посла...
Айя София сейчас музей, в котором легко можно провести часа два, а то и больше и все время будет, на что смотреть и чему удивляться.
Внутри огромного здания на самом деле какая-то небывалая энергетика, это просто чувствуется… Кажется, что здесь история течет сквозь пальцы… И все это не в далеком прошлом, все это ты можешь ощутить и прочувствовать именно сейчас…
Когда-то давно собор называли так - Собор Святой Софии, Премудрости Божией.
Давайте перенесемся в такой невозможно далекий от нас третий век нашей эры, во времена правления римского императора Константина, который заставил своих подданных принять христианство.
На этом дереве резвились попугаи. Дерево очень высокое и мне никак не удавалось их сфотографировать.
За нами уже выстроился приличный хвост, а вон тааааааааааам видна Голубая мечеть
Эти колонны времен сгоревшей базилики 532 года
Первые упоминания об этом месте датируются 320 - 330 годами. Храм был заложен на одной из торговых площадей, недалеко от императорского дворца. Площадь называлась Августеон. Когда-то на ней стояла статуя матери императора Константина. Уже при императоре Юстиниане фигуру матери убрали с колонны и установили конную статую самого Юстиниана. Сейчас ученые только могут предполагать, как выглядела та колонна. Она была опрокинута турками в 1515 году.
В 4 веке храм Святой Софии сгорал дважды, восстанавливался, отстраивался заново. Первый раз он сгорел во время народного восстания.
Эти минареты мне напоминают какие-то космические корабли.)
Билеты можно купить только за лиры. Лир у нас столько не было. Но у меня была казкомовская тенговая карта. Она в Стамбуле работала без проблем везде.
Пришло время императора Феодосия, при котором была построена новая базилика. Но и она сгорела в 532 году, и опять во время народного восстания. Ее остатки были найдены в тридцатых годах прошлого века, когда проходила масштабная реконструкция всего комплекса. Потому что в 1935 году собор официально стал музеем. А в список Всемирного Наследия Юнеско был внесен в 1985 году.
Эти обломки сегодня можно увидеть, когда вы выходите из собора, некоторые из них весьма любопытные.
Даже когда вы стоите в очереди за билетами, есть на что посмотреть.
Вон таааам, смотрите, остатки красной краски. Интересно, это была какая-то фреска? Или просто эта часть стены давным - давно была покрашена в красный цвет?
А дальше у нас прогулка по саду колонн.) Или саду камней. По этой дорожке мы и подходим ко входу в музей.
Как выглядела в те время Святая София можно увидеть и сейчас. Говорят, что стоящая неподалеку на территории султанского дворца Топкапы церковь Святой Ирины почти точная копия той далекой Святой Софии.
Церковь Святой Ирины мы еще увидим, когда позже отправимся в этот дворец. В саму церковь мы не пошли, а сейчас я понимаю, что зря. Ведь в ней, в саркофаге в центре похоронен император Константин.
Ррррракета, не иначе.) Других ассоциаций у меня нет.)
Среди этих римских колонн мне захотелось остаться надолго. А мы ведь еще даже не приблизились ко входу
Итак, базилика сгорела до тла. Прошло всего 40 дней после третьего пожара, когда император Юстиниан Первый приказал построить новый собор с тем же именем.
И не просто собор. А самый большой и богатый храм того времени, чтобы он олицетворял всю мощь и могущество Византийской империи.
Десять тысяч рабочих трудились над строительством нового собора. Ими руководили выдающиеся архитекторы того времени, которые уже проявили себя при строительстве нескольких церквей.
Какие классные капители!