Оригинал взят у
ruslanviktorov в
Вечный город Рим - день второй."Рим не захватывает сразу, как другие города, как Генуя, как Париж, которые сразу бьют в глаза своей оригинальностью.Рим слишком разбросан... и он поражает сперва то отдельной развалиной, то видом, то церковью, и только потом это все начинает соединяться в одну картину". Максимилиан Волошин
Второй день в Риме начался неожиданно, в 7.00 утра я вышел из отеля покурить на улицу и увидел cледующее: «идут две туристки из азии (кореянки, японки или китайки), на них со спины нападают три девушки не понятно какой национальности(точно не азия и африка) и начинают отнимать чемоданы, одна из них вырывается и бежит со своим чемоданом, все это сопровождается криком на всю улицу, вторая пока не перевернулась через свой чемодан, закричав от боли, не смогла от них отделаться…
В итоге вещи остались у азиаток, а нападавшие девушки отошли от места происшествия на 200 метров и, похоже, стали дожидаться других одиноких туристок. «Вот тебе и утро» - подумал я.
Т.к. завтрак у нас в отеле Рима не входил в стоимость номера мы позавтракали брускеттой с капучино в местной кафешке и пошли в сторону Колизея. Могу сказать, я большой любитель кофе, но не капучино, но в Риме я влюбился в этот сорт/вид кофе, как и в само кофе)
Пройдя мимо Basilica di S.Maria Maggiore вышли на улицу Кавур, и, свернув в переулок, увидели вот такое пристанище местных аборигенов)
На самом деле хотелось фотографировать каждый дом и улицу, но после Праги я этим перегорел) Думаю, еще будет такая возможность в будущем, потому что Рим стоит того, чтобы фотографировать каждый дом и улицу :)
Тем временем мы вышли к Università degli Studi di Roma "La Sapienza - Facoltà di Ingegneria
и местной библиотеке, далее свернули направо и уже ощущалось, что за углом будет... то, ради чего миллионы людей едут в Рим, свернуль за угол и замерли от восхищения…
Париж - Эйфелева Башня, Барселона - архитектура Гауди, Лондон - Биг Бен, Рим - Колизей. Да, именно Колизей, на мой взгляд, является визитной карточкой Рима. Ощущения от его посещения непередаваемые: стоя рядом с этим памятником архитектуры, понимаешь, что вся та древняя история, о которой ты читал в учебниках и которая казалась такой далёкой и неправдивой - она вот тут, здесь и сейчас, перед твоими глазами - прямое доказательство существования императоров, гладиаторов, Римской Империи, жизни до христианства.
"Пока стоит Колизей - будет стоять Рим.
Когда падёт Колизей - падёт Рим.
Когда падёт Рим - падёт весь мир."
Это изречение кажется здесь, у стен Колизея, неопровержимым.
Было 9 часов утра, но ко входу в Колизей уже с двух сторон тянулись огромные очереди туристов. Замечу, что огромные - это мягко сказано, в такой очереди я еще ни разу в жизни не стоял. Мы встали в одну из них с надеждой, что нам все-таки пригодится RomaPass. Яркое и горячее солнце обжигало своими лучами и мы с женой поочередно убегали в тень.
Этот Гигант открылся в 11:00, и очередь начала двигаться. У ворот Колизея очередь разделалась на тех у кого уже есть входной билет или RomaPass и тех, кому предстоит оплатить вход. Мы прошли свободно, обходя за ограждением очередь из туристов, желающих купить билет, очень довольные тем, что купили RomaPass. В общем, настоятельно рекомендую всем покупать RomaPass. Обязательно пригодится. Купить можно как через сайт, так и в аэропорту.
Представить себе «жизнь» Колизея во времена его славы оказалось несложной задачей даже для меня. Надо наполнить его восьмьюдесятью тысячами зрителей, усадить цезаря в императорскую ложу, сенаторов - на их места рядом с перилами, не забыть аристократов и весталок, затем подняться к черни, на самый верх, потому что зрители в Колизее рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Был специальный чиновник под названием десигнатор, который следил, чтобы люди садились на подобающие им места.
Прогуливаясь по Колизею, задумываешься о том, чем подпитывалось это дикарство, как все это было устроено. По всей Империи чиновники ловили и покупали диких животных для арены, и с течением времени количество животных, уничтоженных на потеху толпе, привело к почти полному вымиранию некоторых видов животных на территориях, подвластных Риму. Задолго до того, как был построен Колизей, публичное истребление животных служило популярным вступлением к битвам гладиаторов. Одно зрелище приходилось на утро, другое - на дневные часы. Однажды на представлении, на котором присутствовал Цицерон, в 55 г. до н. э., было убито шестьсот львов и восемнадцать слонов!
Гладиаторов привозили в колесницах в день состязаний. Это напоминало современный парад тореадоров. Прибыв в Колизей, гладиаторы выстраивались и обходили арену под музыку, а за ними шли помощники и несли их оружие. Поравнявшись с императорской ложей, гладиатор простирал правую руку и произносил знаменитые слова: «Здравствуй, цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!»
Затем тщательно осматривали оружие, и тех, кто пытался хитрить, отсеивали. Иногда соперников определял жребий, иногда сводили вместе двоих, искусно владеющих разными видами оружия, например воин с мечом против воина с сетью и трезубцем, и так далее. По знаку императора начинались схватки не на жизнь, а на смерть, и целый оркестр труб, рожков, флейт, гидравлического органа сливался с возгласами, издаваемыми тысячами зрителей, с голосами «инструкторов», которые подзадоривали бойцов кровожадными выкриками, а если те плохо старались, то и кнутами подстегивали. Самыми милосердными из боев были те, после которых побежденному гладиатору разрешалось попросить даровать ему жизнь. Если он хорошо сражался, толпа могла спасти его от смерти. Тогда зрители поднимали большой палец вверх, что означало «Mitte!» - «Пусть идет!», или же опускали палец вниз, кричали «Jugula!» - «Убей его!» - обрекая на смерть; а хозяин этого мира, осмотревшись и поняв, чего хочет большинство, давал окончательный знак: жизнь или смерть.
Рядом с Колизеем находится триумфальная арка Константина (Arco Constantino), построенная в 315 году. Это единственная арка в Риме, установленная в честь победы в гражданской войне - в честь победы Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году. Барельефы для украшения этой арки сняты с более древних сооружений. Высота арки 21 метр, ширина 25,7 метров, глубина 7,4 метра.
Обойдя арку Констрантина, мы решили заглянуть в Римский Форум, но найти вход оказалось не просто. Было уже совсем жарко, а мы все никак не могли найти вход на Форум. Зато забрели во внутренний дворик Храма Ромула, наполнили водой наши фляжки, отдохнули и немного остыли.
Чем еще мне нравятся римские базилики и храмы, помимо их величия и красоты, так это тем, что они построены из мрамора и, как бы ни было жарко на улице, там тебя ждет божественная прохлада.
Храм Ромула воздвиг император Максентий в честь своего умершего сына Валерия Ромула в 307 году н. э. В VI веке храм был превращен в христианскую церковь Косьмы и Дамиана, и, благодаря этому, относительно хорошо сохранился. Косьма и Дамиан были врачами из Киликии. Легенда рассказывает: Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были мазь и острые железки, они исследовали его ногу. Один сказал другому: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Тот отвечал: «Сегодня будут хоронить черного мавра со здоровой ногой». Первый сказал: «Принеси ее». Он отрезал ногу мавра, приставил ее к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Козьму и Дамиана. Но даже врачебное мастерство не спасло их от гонений во времена Диоклетиана, врачи отказались отречься от своей веры и были убиты. Косьма и Дамиан считались покровителями врачей, хирургов, коновалов и аптекарей.
Вокруг царило веселье, проходили какие-то соревнования по мексиканским или индейским танцам, ходили улыбчивые итальянцы и туристы, сидели вот такие чудики)
Обнаружив вход в Форум мы перекусили восхитительным мороженным и опять же без очереди по RomaPass зашли на форум. Примерно половину форума составляет большая открытая площадка заставленная обломками древних стен и колонн, храмов, тут до сих пор проходят раскопки...
спрятаться от солнца мало шансов. А оно было безжалостным, даже птички прятались в тени колонн от пекла.
А вот оставшуюся половину занимает небольшой парк со смотровой площадкой и апельсинами.
Вид открывается с данной панорамы не самый лучший, но все же.
Мы прошли мимо каменных экспонатов, посидели немного в саду, полюбовались видом Рима со смотровой площадки, увидели чайку «без комплексов» :)
и отправились дальше.
Пусть в меня полетят сейчас апельсиновые корки, яйца и другие продукты, но лично меня Форум не впечатлил. Если бы я знал заранее, как он выглядит, я бы туда не пошел. На мой взгляд, это зря потраченное время. Акрополь в Афинах понравился больше.
Дальше наш путь лежал к, как говорит мой брат, «ребрам мира». :) А итальянцы его как только не называют: "Вставная челюсть", "Торт", "Чернильница", "Пишущая машинка")
Памятник Виктору Эммануилу II - восьмой холм Рима. Его часто критикуют за сияющую белизну, за размеры, за бесчисленные статуи, за то, что он так высокомерно теснит форум Траяна и загораживает Капитолийский холм. Действительно, кажется, в нем все неправильно, но от того он мне очень запомнился. Памятник шокировал бы человека эпохи Августа не меньше, чем самого Виктора Эммануила, который, по имеющимся данным, был человеком скромным. Мрамор Брешии, из которого он сделан, неподвластен времени. История гласит, что, когда этот памятник был построен, премьер министром был депутат от Брешии и что контракт на мрамор обеспечил ему министерское кресло более чем на четверть столетия.
Бедный Виктор Эммануил, грубоватый пятидесятилетний солдат, поддерживаемый своими сыновьями, последний европейский король, который заботился о своем противнике, как заботился, например, об австрийцах, был ревностным католиком. Однажды он сказал Кавуру, что дойдет с ним до ворот Рима, но дальше не сделает ни шагу. Он так и не позволил ничего тронуть в комнате папы в Квиринале. Распятия и другие священные реликвии так и остались там, как в тот день, когда Пий IX покинул Квиринал, отправившись в «ватиканский плен». Что ранило сердце религиозного монарха больше всего, так это то, что его стали сравнивать с Антихристом, и он вынужден был склонять голову под градом анафем, которыми осыпал его Пий.
У папы и короля было много общего, хотя некоторые стороны жизни Виктора Эммануила не могли бы понравиться понтифику. Тем не менее, они были людьми одного типа: простыми, честными, набожными. Папа, несмотря на то, что предал анафеме «короля-грабителя», писал ему вежливые и мягкие личные письма. В свою очередь монарх заканчивал свои послания просьбой о благословении папы! Естественно, благословения Пий дать не мог, но молиться за короля обещал. Такие странные отношения продолжались восемь лет, их пик совпал со смертельной болезнью Виктора Эммануила.
Папу попросили снять запрет, связанный с отлучением от Церкви, чтобы король мог получить последнее утешение. Пий или его советники согласились это сделать, при условии, что король подпишет бумагу о своем полном подчинении Святому Престолу и восстановлении папы в правах. Виктор Эммануил отказался сделать это. Папа со слезами на глазах послал в Квиринал своего личного капеллана, распорядившись освободить от наказания и причастить короля в том случае, если тот хотя бы устно сделает требуемое заявление. Министры не допустили посланца папы к королю, возможно, опасаясь, что Виктор Эммануил, который так не хотел входить в Рим, проявит слабость перед смертью.
- Негодяи! - воскликнул папа. - Они хотят, чтобы он умер как язычник!
Он послал своего прелата во второй раз, и того снова не впустили. Наконец, каким образом, никому не известно, над королем, чуть ли не с последним вздохом милостью папы все же были совершены все необходимые обряды. Взамен от него не потребовали ничего. Через три недели после смерти первого короля Италии последний папа-король тоже сошел в могилу.
Читал, что вроде как на крыше памятника Виктору Эммануилу II открывается потрясающая панорама, но подняться туда можно только на лифте, стоимость проезда на котором 7 евро. 7 за лифт!!!???(во второй раз уже пишу - Ох уж эти итальяшки!)Мы решили не подниматься, так как несколько панорам Рима еще были впереди.
Какой-то внутренний дворик. :)
Через площадь Бокка делла Верита (Bocca della Verita), где находится церковь Санта-Мария-ин-Космедин мы проследовали в апельсиновый сад, чтобы отдохнуть от нашего второго дня марафона.
На площадьи Бокка делла Верита (Bocca della Verita) стоит Церковь Санта-Мария-ин-Космедин которая была построена в IV веке на месте двух античных римских храмов. Затем несколько раз обновлена.
После перестройки церкви в VIII в. появилась крытая галерея и портик, в стене которого находятся знаменитые Уста истины - Бокка-делла-Верита - большой круглый камень с изображением божества, открывшего уста. Откуда появилась гигантская маска диаметром почти 2 метра точно не известно.
Если верить легенде, то каменная маска закрывала священный колодец в храме Меркурия, где древние римские коммерсанты клялись в своей честности во время купли-продажи. Древней легенде вторит и легенда средневековая: страшная маска откусит руку тому, кто солгал. Обвиняемого во лжи подводили к Устам Истины, заставляли вложить в отверстие руку и повторить свои показания. Уходил испытуемый с рукой или без - зависело от его правдивости.
Перед церковью можно увидеть фонтан Тритонов (Fontana dei tritini), который был построен Францеско Моратти в 1717 году, по указу папы Клемента XI. Вазу в форме восьмиугольной звезды (эмблема папы) держат два тритона. Моратти вдохновил тритон Бернини.
Здесь же находится Бычий форум (Foro Boario, мясной рынок) - старейший римский форум. Здесь был построен первый мост (так называемый Свайный), тот самый, с которого весталки бросали в Тибр тростниковые фигурки людей во время одного из ритуалов. Мост не сохранился до наших дней. Форум был первым римским портом и важным коммерческим центром. Здесь же произошел первый гладиаторский бой в 264 г. до н.э.
Круглый храм посвящен Геркулесу Победителю,
поскольку где-то здесь знаменитый герой прилег отдохнуть во время выполнения своего десятого подвига. А пока он спал, часть коров похищенных им у Гериона, в свою очередь украл ужасный трехглавый Как, сын Вулкана и Медузы, обитавший в пещере у подножия Авентинского холма. Проснувшись, Геркулес разыскал коров и победил Кака. Этот шаг к цивилизации и прославили римляне во II в. до н.э., построив храм на Бычьем форуме, где продавался скот. В те времена храм Геркулеса Победителя мог казаться просто великолепным, поскольку он почти целиком сделан из мрамора. Его украшают 20 коринфских колонн. Черепичная крыша, разумеется, поздняя. Над колоннами был антаблемент.
Мы дошли до апельсинового сада, который находится на холме Авентин и огорожен высоким забором.
Среди семи римских холмов Авентин прослыл холмом поэзии - его красоту воспевали многие поэты: Даннунцио, Кардуччи и Маццини отмечали его очарование и неповторимость. Есть много версий, почему Авентин был так назван. Одна из версий, что во время соревнования между Ремом и Ромулом, кто быстрее найдет источник, птички (aves) сопровождали Рема, который нашел источник именно здесь. И в честь этих птичек-помощников холм был назван Авентином. По другой версии, aventus - сбор: древний народ собирался здесь чтобы отметить праздники богини Дианы. Есть еще одна версия: здесь был погребен король Авентинус, которого убила молния.
Парк (апельсиновый сад) открыли в 1932 году, он находится на месте крепости, принадлежавшей семье Савелли, оставшиеся от нее камни можно найти среди деревьев. Сад заканчивается террасой, с которой открывается великолепный вид на Тибр, Трастевере, Яникул и Ватикан. Тут я так понимаю очень любят фотографироваться брачующееся, типо нашего Царицыно, пока мы были там, минимум две пары приехали на фотосессию :)
Мы тоже решили запечатлеться, все-таки скоро свадьба.
И позагорать на закате. :)
Из апельсинового сада открывается еще одна панорама Рима
Повалявшись на траве и отдохнув, мы пошли искать ресторан, который понравился мне по отзывам еще в Москве. Прошли мимо Циркуса Максимуса (Большой цирк) (Circus Maximus),
который протянулся вдоль юго-западного склона Палатина. Если верить преданию, огромный амфитеатр был сооружен ещё во времена царей на месте похищения сабинянок.
Плоская долина между двумя параллельными склонами Палатина и Авентина изначально была идеальной естественной ареной длиной свыше 600 и шириной почти 90 м с готовыми трибунами для 200 тыс. зрителей. При Цезаре трибуны одели в камень. Площадку гигантского ипподрома разделяла продольная стена, которую обегали соревновавшиеся колесницы. Украшавшие стену египетские обелиски стоят теперь на площадях Рима, а от самого Большого цирка сохранились лишь руины небольшого участка трибун в юго-восточном углу арены.
Сделали огромный крюк, а ресторан был закрыт, сиеста)).
Вот такие дорожные знаки
Окончательно устав зашли в первый попавшийся ресторан, недалеко от Колизея, там попробовали лимончелло, домашнее вино и пасты. Было не вкусно)
Опять удивились corpetto в 2 евро с человека, оставили еще на чай 10%, надо было идти или дальше или в ресторан напротив, но там была очередь, а кушать очень хотелось. :)
Про corpetto (ресторанный сбор). Если вы зашли в бар выпить чашечку кофе или стакан сока и не собираетесь провести здесь время, то не торопитесь садиться за столик. При обслуживании у стойки чаевые не приняты. Если хоть на минутку присядете за столик, то потребуется оплатить ещё и «ресторанный сбор», который составляет в среднем 2-3 евро с человека. Об этом мы узнали уже почти в конце путешествия. Еще где-то прочитал, что можно отдельно еще оставить чайвые, если оставляется 10%, то считается, что обслуживание было потрясающим. :) По незнанию мы везде оставляли 10%)), хотя не везде было вкусно и не везде обслуживание было на высоте. По итальянским меркам шиканули. :) В последний день в Риме официантке помимо сервисного сбора 3 евро, оставили на чай 7 евро) Так как она украинка :). Мы решили, что своя… Вот здесь точно шиканули!
После ужина пошли в отель, набрели на русскую католическую церковь
и ночную Basilica di S.Maria Maggiore.
Могу однозначно сказать, что нам она больше всех понравилась в Риме.
Продолжение следует…