Феррара сонный, провинциальный городок на севере Италии. О нем ничего или почти ничего нет в путеводителях. Он застрял между утопающей в арках и туристах Болонье и утопающей во всех смыслах Венеции. Конечно, если вы в Италии впервые непременно побывайте в этом чудесном парке аттракционов для взрослых (в Венеции) или если вам хочется, чтобы глаза разбегались от архитектурного шока, вы получите такой опыт с избытком в десятке известных итальянских городов.
Но, удивительно и то, что в какой маленький, захудалый городочек в Италии не ткни пальцем на карте, везде найдется своя очаровательная дуома, конца -нного века, какие-нибудь симпатичные фрески или чудесная дворцовая архитектура такой-то эпохи. Что касается Феррары то она имеет богатую историю, побывав в руках многих знаментитых династий, но наибольший вклад во внешний облик Старого города Феррары внесла династия д’Эсте, правившая городом с середины 13 века.
Первое упоминание о Ферраре датируется 757 г.,в то время столицей Западной римской империи была Равенна. Удобное расположение будующей Феррары, в долине реки По, позволяло сделать ее надежным фортпостом, а также предметом постоянных столкновений между папскими и светскими властями. В конце концов, победу одержали члены партии Гвельфов - семейство д'Эсте.
Семейство правило городом около трех с половиной столетей. Одно из самых знаменитых сооружений той эпохи - Замок герцогов д’Эсте. Его построили в качестве укрепления от жителей города, восставших против высоких налогов и убивших советника маркиза.
.
На протяжении веков Замок герцогов д’Эсте играл разные роли: большую часть своего существования замок служил пристанищем для армии д’Эсте, однако в 15 веке замок постепенно превратился в резиденцию династии д’Эсте. Пребывая большую часть времени в осаде армий близлежащих городов и укрываясь от внутренних восстаний, д’Эсте всегда скрывались в верхней части здания, оставляя нижние этажи для обороны замка.
Памятник Джироламо Савонарола - итальянскому священнослужителю, известному тем, что критиковал грехи светских деятелей, священнослужителей, в том числе и пап римских, за что был отлучен от церкви, а потом повешен и сожжен.
Собор 12 века на площади Тренто и Триеста назван в честь покровителя Феррары - Святого Георгия.
Кстати, машин феррари в Ферраре не встретишь - эти названия никак не связаны, а ездить на дорогущих машинах по узким каменистым улочкам старого города не очень-то удобно. Однако Энцо Феррари инженер и создатель легендарного автомобиля родился в нескольких десятков км от Феррары - в городке Модена, так что на феррари вы все-таки можете полюбоваться в музеи в пригороде Модены. А город свое название возможно получил по по имени троянской принцессы, что сбежал из свой страны, спасаясь от гибели, и основала город-предшественник современной Феррары. Другая легенда рассказывает, что город возник чудесным образом в месте, где Фаэтон упал пораженный молнией Юпитера.
Город Феррара стал таким, какой он есть, благодаря знаменитому архитектору XV века Бьяджо Росетти, который считается основоположником современной городской планировки. Он нарисовал общий план всего города с парковыми зонами, а улицы города должны были располагаться параллельно друг другу. Именно этот город стал первым в мире, где была применена такая планировка городских улиц - за это старинный центр получил признание ЮНЕСКО, как часть общемирового наследия.
Так что не бойтесь ехать в маленькие итальянские города, ведь кроме архитектуры вы найдете здесь непередаваемую атмосферу, конечно, у каждого города она своя, но в небольших городах чувствуется особенно остро. Не могу сказать, что мне понравился каждый маленький итальянский городок, независимо от архитектуры, с некоторыми городами я как-то не совпал по настроению, но Феррара может многих покорить своим скромным обоянием.
Кажется, местные жители немного живут еще "той эпохой", ведь не зря же ЮНЕСКО внес Феррару в список обьектов Всемирного наследия под заметкой: "уникальный пример городской архитектуры времен Эпохи Возрождения. Город, который сохраняет свой исторический центр - канон городского планирования - в безупречном состоянии".
Эти старики каждое воскресенье собираются у замка обудить прошедшую неделю. Приезжают они, конечно, на велосипедах, несмотря на то что весь
старый город покрыт брусчаткой и ездить по ней не очень-то удобно, Феррара-велосипедная столица Италии.
Здесь на 132 тысяч жителей приходится 130 тысяч велосипедов, тоесть двухколесных друзей нет только у совсем маленьких детей, но родители возят их с собой на своем веле, но вскоре они подрастут и дети уже лет с трех легко рассекают по городу.
Но в 1991 году всего 30,7% жителей Феррары пользовались велосипедами, что в самом деле для того времени было не так уж и мало,
ведь в Копенагене тогда было 30% граждан-велосипедистов, а в Амстердами 27,8%. И четыре года спустя администрация Феррары начала принимать
многочсленные меры для владельцев велосипедов, вплоть до уменьшения налоговых выплат.
Каждый год администрация города запускала по новой программе, призванной увеличить число не просто велолюбителей, а людей которые
используют велосипед как постоянное средство передвижения. Было даже создано "Управление велосипедов" при Департаменте окружающей
среды г. Феррара. Появились велодорожки, знаки, вывески "Феррара-город велосипедов", регулярно проводятся мероприятия против велокраж, а также
работают социальные мастерские по бесплатном ремонту и утилизации двухколесного друга.
Как видите, велосипеду в Ферраре все возрасты покорны.
А это, по всей видимости, кружок красивого кидания флагов, ребята собираются на одной из центральных площадей, по вечерам,
пару раз в неделю, вот так вот пошвырять в воздух разноцветные полотна...и получается у них это красиво!
А вот и via delle Volte (улица Сводов), названная так потому, что дома по обеям сторонам улицы соединены друг с другом крытыми переходами-сводами.
В средние века сюда выходили двери хозпомещений и складов торговых лавок, фасады которых были обращены на набережную реки. По улице проезжали повозки, сюда же выбрасывали мусор. Изобретательные горожане соединили между собй противостоящие дома переходами, позволяющими пересекать улицу, не ступая по грязным камням.
Длина улицы около 2 км и она считается самой протяженной средневековой улицей в мире.
То, что улицы сохранилась в почти первозданном виде, объясняется просто: до середины 20 века, здешние дома оставались необитаемыми, так как нижние этажи многих строений занимали бордели и горожане считали для себя зазорным покупать или арендовать жилье поблизости.
Сейчас это одна из главных достопримечательностей Феррары, но в виду небольшого числа туристов в городе по ней также прогуливаются местные жители,
на нижних этажах давно нет борделей, там кафе и отели.
Еще в городе очень много владельцев маленьких собак, ни разу не встретили ни одной большой собаки, большинство размером с кошку (или с двух)).
А эта улица скорее напоминает нам Ливерпуль или старые лондонские кварталы.
Крепостная стена вокруг Феррары была построена в средние века и несколько раз перестраивалась вплоть до 16 века.
До наших дней сохранилась довольно большая часть стены, трое главных ворот и несколько башен и бастионов. Общая длина городских стен составляет 9 км.
Вдоль стены проложена велодорожка, на полянах за стеной есть сцена для праздников и концертов.
Туристическая карта города, которая бесплатно раздается в турофисе в замке Кастелло Эстензе, предлагает 4 маршрута по городу. Один из них - самый длительный вокруг стены.
Однако можно подняться и на саму стену, где так приятно катиться на веле под сенью деревьев.
Для успокоение души и сердца, для наслаждения остатками старой Европы, для велопрогулок по булыжным мостовым и крепостным стенам, для любования местными жителями и их жизнью в их родном средневековом городке-приезжайте в старую добрую Феррару.