Посмотрев в окно среди зимы, или проходя по улице, вдруг бросится в глаза - у одних окна замёрзшие, а к другим наледь не прикоснулась и порой, нужно смениться нескольким поколениям, чтобы найти способ избавления от неё. Да, в нашем посёлке, при молодых родителях и живой Бабушке в морозы, окна постоянно замерзали, а как старались: осенью делали клейстер, резали газеты на полоски, проклеивали наружные рамы, укладывали вниз просушенный мох, ставили внутреннюю раму и с наименьшей тщательностью проклеивали и… ждали морозов, - а после их прихода, стёкла заледеневали. И только в третьем поколении, при постоянной рекламе на ТВ о системе проветривания современных оконных блоков, внук той бабушки, на склоне своих лет, снял уплотнитель на верху наружной рамы и о, чудо - конденсат почти исчез.
Вы скажете - Есть и с такими способностями но, при живой Бабушке, эта семья не сидела голодом и даже, на время растёла морозила в мисках молоко, чтобы к весне было что добавить в чай и однажды, на средине кружка, на месте бугорка из застывших сливок, остались следы зубов. Глава семьи собрал деток вокруг и принялся, как бы примеривать их зубы к следу на молоке, а когда остался последний, Мать остановила процедуру дознания. В другой раз, исчез из семейного тайничка рубль (трудодень оценивался уже в 50коп. и в 2,52р. пол-литра) после долгих поисков, опросов, о рублике как бы забыли, только на день рождения, старшего из детушек, одарили рублём.
В этой деревне, детей не выпускали из дома во время убоя скота - дети не должны видеть кровь, дети не должны знать, что мясо на столе - это их барашек, которого они, играючи, научили бодаться, а тот стал караулить пастуха с плетью, когда он, по нужде, спустится с лошади… Обоюдная ненависть закончилась безвременным забоем барана.
*****
Если вспомнить, если поискать высказывания признанных «Великих», о русском человеке, о русском мужике, то вы найдёте: «Народ, который блуждает по Европе и ищет, что можно разрушить, уничтожить только ради развлечения»; «Не народ, а скотина, хам, дикая орда, душегубов и злодеев»; а русский философ И.А.Ильин (1882-1954) высказался и совсем развёрнуто «Россия - самая паскудная, до блевоты мерзкая страна во всей мировой истории. Методом селекции там вывели чудовищных моральных уродов, у которых само понятие Добра и Зла вывернуто на изнанку. Всю свою историю эта нация барахтается в дерьме и при этом желает потопить в нем весь мир...» и это, не касаясь солжениценских кацапов, не касаясь высказывания Aкaдeмика И.П.Павлова и прч. и прч.
Перечитав подобные высказывания в свою чёрную полосу, можно подумать, что действительно, в нашей нации скопилась вся человеческая мерзость, сгусток человеческих пороков, что эта земля кроме человеческого чертополоха более ничего не способна родить и мы, для остального мира, действительно, «Империя зла». Но подобного не может быть, не может быть ни в коем случае - в каждом человеке, в каждом народе, столько же плохого, сколько и хорошего, но стоит в это поверить и получится - пусть вполовину но высказывания правдивы; получается - пусть вполовину, но они, высказавшиеся выше, велики, а если полностью? А если нашему народу действительно досталось плохого более чем остальным в этом мире?
Из разговора в бане: «Ты посмотри, америкосы сколько уничтожили городов в Германии, стёрли Дрезден с его неповторимой архитектурой, картинной галереей, а Япония, вот где проявились «моральные уроды», да наша нация никогда такого позволить себе не могли, да мы всегда куда ни приходили, с оружием или без, а чаще без применения оного, мы всегда следом за армией направляли хлеб и всяку всячину, да мы сами жили впроголодь, а покорённых, побеждённых, кормили и ублажали более чем своих, ублажали как только могли; кур отправляли вагонами, когда для наших рабочих по две штуки выделял первый секретарь горкома нефтеносной столицы». Продолжать «да мы» можно на пол тома, только вагоны с этими курями, едва перевалив границу, недоброжелатели переворачивали, а простые люди отчего-то не задумываются, или не понимают; нельзя же отрицать очевидное? А очевидное являлось следом.
Следом за отправленными вагонами ехали туристы и их ездило большое множество, при этом в музеи, театры, билеты продавались свободно, а вот в ГУМ, да и в большинство центральных магазинов очереди на полдня. Взяв путёвку и известив своих, они тут же получали заказы от домашних в полстраницы: детские сапожки, комнатные тапочки, сладости и прч. и прч. Получали и на работе: орденоносный бригадир заказывал рулетки, объясняя - «Складной метр и возведение фундамента приводит к браку»; ответственный за физподготовку просил привезти графитовые лыжные палочки.
Прибыв и осмотрев «Бабий яр», группа бросалась по магазинам и о удивление, если в Тюмени шоколадные конфеты 3-4 видов находили в рабочем посёлке в 25км. от города, то в центре города Киева, магазин с десятком отделений, с сотнями видов сладостей - поразительно! Прибывшие оказывались на другой планете! В свободной продаже рулетки, европейские оправы для очков, медицинские шприцы, импортная обувь и всё по госцене, в магазине, а не на рынке, где втрое дороже. Правда, о иных магазинах приходилось спрашивать. Как-то двое, в поиске специализированного магазина, спросили о направлении у скучающего пенсионера, его доброжелательность и словоохотливость едва не изменила планы на пивную: он узнал откуда приехали, сколько платят, как живут и на всё получил исчерпывающий ответ, только в конце, получив разъяснение о могуществе России за счёт нефти Тюменской области, которая кормит весь союз, а продукцию республик покупают на переплавку, наш пенсионер отказался идти в пивную, он надел солнцезащитные очки и вторично показав направление, даже не попрощавшись, пошёл на другую сторону дороги. А туристам, ну очень хотелось, чтобы он понял их истину и согласился.
А как любили тюменских туристов продавцы магазинов, они заранее предупреждали, что за день до отъезда их группы, с прилавков уберут колбасу, да и многое другое, потому закупаться лучше заранее. Так о нас заботились в литовской столице. Да, мы ездили каждый год и ездили в разные республики, но Литва это неповторимо. Группа подобралась тридцати-сорокалетних, также озабоченных, но и другим - почему-то мужчин привлекали местные девушки и они, идя вдвоём-троём, спрашивали у приглянувшейся девушки как пройти к чему-либо и это надо видеть: она только-то спешившая, останавливалась и со своим акцентом, рассказывала так долго, пока один из спрашивающих не кивал головой и она тут же, не оглядываясь, уходила; в кафе, ресторанчиках, многие из нас подсаживались к ним и вновь не показывая раздражения, очень вежливо, но весьма понятно, объясняли, что они пришли не за этим, и так несколько раз пока не избавлялись от назойливых собеседников. Да, ходили и по магазинам, но и здесь видели новый тип людей: на просьбу продать 10 проявителей для фотоплёнки, продавщица говорила, что может продать только 3штуки, на требование с нажимом отходила, не реагируя на покупателей. Пришлось отбить четыре чека по три штуки. Если бы вы видели, с каким торжественно-победным видом проходил покупатель с пакетом, в который, на её глазах демонстративно уложил 12 проявителей! Да в нефтеносной столице в магазинах отсутствовали и химикаты для обработки плёнки. А когда группу привели в костёл на прослушивание органа и один опоздал, а на вопрос отчего, ответил, что задержался в аптеке покупая упаковку мужских резинок, зал ополовинился, но вскоре вернулись - продукция закончилась на первом покупателе.
В программу, устроители тура ввели посещение театра, смотрели постановку на историческую тему: Мужественные литовцы борются с угрозами от приграничных государств, все их представители прекрасны, горделивы, в достойных одеждах, нет не все, один мелконький, плюгавенький, то в уголке, то в тени, в одеянии служителя церкви, иногда робко заговаривал - он представлял русских, а мы по окончанию так дружно хлопали в такт основному залу, так молча дружно, хотя и с оскоминой на зубах, но хлопали. По окончанию, идя по улице заполненной горожанами, остановились заметив милиционера задержавшего подростков осваивающих езду на велосипеде со стоящим на багажнике напарником. Мы, гости республики, оказались метрах в 6-8 от происходящего и почему-то примкнули к мальчишкам, а когда милиционер велел скрутить ниппеля и выбросил их далеко в траву, один из нас в гневе обернувшись к остальным за подмогой, уже готов был разъяснить, как нужно воспитывать подрастающее поколение, только другой, остановил его и остальных словами, -«С этими они сами разберутся». Хотя вся группка выражала громко, как могла, своё крайнее неприятие происходившего и восклицала - «Эх, не добраться до ООНовской трибуны, мы бы им настучали туфлёй «Камаринского», на весь мир».
Возвращались, под доклады высоких умов государства о признанности и величии нашей Родины, наших граждан, иногда они и сами, удостаивали чести своим посещением столицу нефтеносного края. Город, согласно протокола, организует беспрепятственное передвижение для высокого гостя: По пути следования, в добавление к светофорам, на перекрёстках, поставили сотрудников ГБДД. Транспорт, пешеходы, привыкшие к сигналу светофора пытаются пройти, проехать под зелёный, но их грозно останавливает капитан, ориентируясь на некие свои правила, ему с другой стороны улицы помогает лейтенант, правда с торможением на своё обдумывание. Когда из образовавшейся толпы, пытающихся перейти пешеходов, раздались крики - «Да они здесь стоят для демонстрации своей власти», у офицеров, то есть имеющих высшее образование по организации дорожного движения, кулаки сжимаются краснеют, они поднимают и тоже не враз жезлы вверх, в дополнение, резко, в полный голос отдавая приказ - «Ну!..Ну переходите же». Дают команду под запрещающий красный свет работающего светофора, водители же, под свой зелёный пытаются тронутся, их, гроза перекрёстка жестами, палкой, мимикой, только-то не кулаком останавливает. Накопившаяся толпа пешеходов, вначале по одному, затем валом минует преграду и так, до образования следующей массы.
Думается, этакое служение, и даже выслуживание, непременно будет отмечено, иначе откуда берутся майоры? а лейтенанты, мы знаем, приходят из школы, но вначале они заканчивают начальную.
Школа. Коридор. Двое рабочих греются у батареи. Двери распахиваются и с шумом вываливаются четвероклассники, за ними выходит учительница, с значительным стажем педагогического опыта и вдруг, замечает на одном из них, остановившемся рядом с рабочими, на голове шапку. Её лицо суровеет, жёстко-уверенно, окриком, она требует снять головной убор. Шапки слетели у рабочих, мальчишка же напружинился, отвернулся, но приказание игнорировал. В следующую минуту, требуя выполнения сказанного она, всем своим видом, отображающим муку выбранного поприща со сбродом учеников-дебилят, обратилась взглядом за помощью к рабочим и один из них, в готовности сдёрнуть с непокорного шапку, повернулся и увидел глаза мальчишки наполненные ужасом положения: кругом те, от кого зависит его статус в классе, а перед ним ураган негодования, готовый растерзать его и весь недопокорённый класс прям сейчас. Они не в коридоре школы, они посредине курской битвы. Взгляд мальчишки остановил рвение рабочего поучаствовать в воспитательном процессе и он тихо, почти на ухо спросил - «Неужели у тебя других неприятностей мало?» Мальчишка снял шапку, «педагог», горделиво подняв голову повела за собой притихший класс.
Если в дальних посёлках, в семьях с незаконченным начальным образованием, уверенно знают как обращаться с детьми и уверенно знают, что нельзя, в глазах окружающих, принижать человеческое достоинство ребёнка, как и любого члена семьи, как и любого другого, то отчего, имеющие высшее государственное образование, считают нормой демонстрировать своё право встать, над оказавшимися в данное время в зависимости от него? Отчего, они оказавшиеся в данное время с жезлом, или над классом, вмиг становятся отъявленными диктаторами положения? Или даже, имея только убеждение в своём праве главенства в данной ситуации, доказывают пенсионеру, что они его кормят - продавая нефть и покупая в Канаде зерно, а их продукцию покупают, будь то кувалды или КРАзы, на переплавку?
******
Если вернуться памятью в своё детство, то трудно обойти случаи собственной жестокости: четвертование покусавшего овода, с отрыванием у него ног, головы; уничтожение, в найденном сорочьем гнезде потомства; насмешки над обычаями бабушек. И при этом гордиться за подобные поступки, и при этом данное время в каждом из нас остаётся в столь ярких красках, что при случае и без случая трудно удержаться чтобы умолчать, что он родом оттуда.
Российская история особо щедра на освещение времени правления Петра Алексеевича, так щедра, что умолчать не может. Она говорит об «окне в Европу», о реформах и его победах; она же говорит и о другой стороне данной личности, о безграмотности, о разорении крестьян, о крайней жестокости: Под пытками, в его присутствии, скончался собственный сын; четвертовал любовника жены, а голову, заспиртовал и поставил в спальне; исполнял функции палача при казни возроптавших стрельцов; «Пётр убил слугу всего лишь за то, что тот слишком медленно снимал перед ним шляпу».
Четвертование, изуверские пытки, отрубание голов, он мог подсмотреть в прорубленном окне в Европу, мог увидеть и уродов в домах знати, которых изготавливали на операционных столах для собственного возвеличивания, да потехи души. Но время несколько сменилось и ему пришлось искать для души свои потехи, а для великих нет предела мысли, и родилось - «Всешутейший собор», где развлекаются в перепитии, с осмеянием ослабевших. Мероприятие ушло в народ и благополучно дошло до сего дня и не только это, хотя не всё изобретённое Императором, повторяют публично, как повторишь описанное А.Труайя в книге «Пётр Первый» - «Восьмидесятилетнего старика Головина, который наотрез отказался одеваться чёртом во время очередного шабаша, велел раздеть догола и посадить на лёд Невы. Несчастный продержался час и умер» или по свидетельству Ключевского - «Пётр заглянул в анатомический театр, и заметив, что некоторые из русской свиты высказывают отвращение к мёртвому телу заставил их зубами разрывать мускулы трупа». Он, массово переодевал в немецкие одежды, рубил бороды, и наш кинематограф только вчера, обозначил свою поддержку Великому Петру словами «Держи свою мочалку. Сходишь в баню» (по памяти)
Трудно современному человеку не содрогнуться, представив времена наших предков, при этом сообщения СМИ с описанием, картинами садистских преступлений, в редкий день не напомнит нам откуда мы родом. Как мог выжить зверь сидящий внутри нас, если в далёкой глубинке, детей не выпускали во двор во время убоя скота, где бабушки не умея читать, не зная радио говорили, «Ласковое дитя двух маток сосе, а у бодливого и одной нет» то есть, в современном понимании - чтобы выжить, нужно любить людей. Должно быть будущих Императоров растят на других принципах, иначе откуда ребёнок имеющем отца мать воспитателей и учителей, став властителем страны увешивает столицу трупами, с запретом хоронить, и проч. и проч.
Можно, опираясь на опыт поколений, на происходящее вокруг, предположить, откуда являлись подобные самодержцы и не только являлись, но и имеются, и будут всегда среди нас если они растут в семьях подобных Алексею Михайловичу, папы будущего Петра1. Второй из рода Романовых, подавил пищалями и виселицей, не только восстание С.Разина, но и усмирил взбунтовавшихся из-за вчетверо повышенной цены на соль. А итогом «Медного бунта» явилось - «В один день Алексей Михайлович перебил столько своего народа, сколько Иван Грозный за всё своё царствование». Кого можно взрастить на подобном примере, и он явился, и его называют великим, о нём ставят фильмы, Его способами руководствовались, вставшие у истоков современной России после свержении самодержавия. В фундаменте заложенном основателем новой России т. В. И. Лениным установили принцип - «Кто не с нами, тот против нас». Эти принципы, в недавнее время изучались начиная со школы, но изучались как догмы, как библия, без права на осмысление . Осмысление, действительно, лучше оставить к концу жизни.
Ленин писал о большевистской диктатуре: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесняемую, непосредственно на насилие опирающуюся власть» (Ленин, т. XXV, стр. 441).
«Договориться… до противоположения вообще диктатуры масс диктатуре вождей есть смехотворная нелепость и глупость» (Ленин, т. XXV, стр. 189).
«Советский социалистический централизм единоличию и диктатуре нисколько не противоречит, что волю класса иногда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто более необходим» (Ленин, там же, стр. 119).
Что такое тогда партия по Ленину? На это Вера Засулич ответила: «Партия для Ленина - это его «план», его воля, руководящая осуществлением плана. Это идея Людовика XIV». «Государство - это я», «партия - это я, Ленин» ( т. VI, стр. 431). (Выборка взята из - А. Авторханов. «Партократия»)
То есть, изначально, партия создавалась под одного вождя, под того же монарха, но под другим именем и на другой основе; объявлялось, что вы жили плохо, я это знаю и мы с партией опирающейся на марксизм поправим - и по сегодня, в каждом селении, в каждом доме найдётся знающий как поправить за ХХХ дней, а необразованная и доверчивая масса отдаёт себя в их руки. Они встав к рулю под флагом «равенства и братства», очень скоро разрушениями создают хаос, а следом голод, а уж затем, увидев свой близкий конец у стенки, на уровне съезда ставят вопрос о доносительстве, то есть вовлекают массы в вакханалию госустройства. «Дзержинский потребовал от Политбюро официального решения о том, что долгом каждого члена партии является доносить на других членов партии, если они замешаны в агитации против руководства. Его поддержал Троцкий, заявивший, что, конечно, элементарная обязанность членов партии - разоблачать враждебные элементы во всех партийных организациях». (Р.Конвест. «Большой террор») Они цитируют петиции от народа явившиеся в ответ на призыв, из каждого репродуктора, из каждого издательства, из каждого властного кабинета; трубят о виновных в бедствиях, и здесь же излагают принятые меры, рождённые в страхе брезжившего собственного эшафота. Страну накрывает невиданный террор и страх.
Кто бы не оказался у власти будь-то Пол Пот, или великий кормчий Мао Дзедун, или российские Ленин-Сталин, происходит неизменное: хаос - голод - террор, а затем, остатки от страны обезумевшей от расстрелов, голода, получают в распределителях гумпомощ, да награбленное у крестьян. Получают, под разъяснения - установившаяся власть и их выживание неразрывно связаны, а тех кто сомневается, объявляют пособниками, врагами и отправляют в лагеря. Всю страну принуждают в унисон благодарить партию и вождя за выбранный путь, за стойкость в борьбе с внешними силами и внутренними отщепенцами. Народ, в совершенной безысходности потеряв ориентиры, не захочет да поверит, что они первые в мире нашедшие правильную дорогу в светлое завтра - они миссия для будущего миропорядка и в них, даже полуголодных, заклокочет гордость за принадлежность к когорте открывателей и они выезжая в окраинные республики, переполненными мыслью о своей исключительности, разъясняют местным, кто они - то есть, а похороны вождя, становятся трагедией для выживших этой страны. Народ, видевший своё солнце только издалёка, устремляется лицезреть своего благодетеля, давя друг друга.
Африка. Стадо мигрирующих антилоп остановилось у кишащей крокодилами реки, задние напирают, давят и передние бросаются в реку. Не все выходят из воды, но на оставленном берегу нет трупов. Животные, себе подобных не давят; стадо баранов, в панике от набросившихся хищников, также не затаптывают друг друга, а люди, потеряв в лавине лжи и однобокости пропаганды от власть предержащих способность к здравомыслию, давят, чтобы увидеть созданное божество, хотя бы и мёртвое.
Автору не осудить ни палачей ни их жертвы, не осудить ему и поверивших, до обожествления, в новую власть. Их, из поколения в поколение удерживали в повиновении пищалями и виселицами, они знали пытки и унижения, ссылки и каторгу и вдруг те, из которых столетиями выдиралось чувство собственного достоинства, но убеждённые, «цель оправдывает средства», пришли к победе. Они оказываются властью большой страны и видят: вокруг соперники, готовые повести «правильнее» чем они, сегодня сидящие в президиумах, а имея пред глазами историю страны со сменой монарха только по его кончине, либо заговоров и переворотов - собственное отрешение от власти могли видеть только в ночном кошмаре. Острое чувство самосохранения, ограниченность мышления опытом истории страны, выдернула Петра1 с его: Долго снимает шапку - руби голову; воспротивился одеваться чёртом - голой задницей на лёд.
Возглавившие страну, не только воспользовались способами управления страной освоенными «великими» прошлого, они пошли дальше. Они вынуждены были пойти. Испытанные унижения, по мере самопонимания воспаляли сознание, рождая ненависть к себе. Окружение, также прошедшее через застенки и осведомлённые о методах обработки тайной полицией, в каждой встрече, стычке - взглядом, мыслью и неизбежно где-то намёком, подсказывало, кто он то сам? - ненависть, презрение друг к другу, взаимно усиливаясь поглотило вершину власти и покатилось вниз на ближний круг, а затем и на всю страну. Сломать, уничтожить личность, сделать такими какими делали нас, сделать хуже нас, довести самоунижениями до полной деградации, до стада давящего друг друга, становится девизом государственной власти.
Для исполнения задуманного, за исключением малого количества, привлекают тех, кому нужно только указать, научить, а они выслуживаясь, сделают всё, сделают и больше, если не остановить. Наученный детьми бодаться ягнёнок, сможет ли дожить до стрижки? вот и они, уничтожали на кого указывали, уничтожали и из своих рядов - их уверили, в борьбе с врагами народа, со шпионами необходимо расстаться с любыми моральными ограничениями, или они приходили из того круга общества, где с рождения, отсутствовала нравственная, этическая составляющая основ человека. Отданные в их руки усомнившиеся, оппозиция, низводятся угрозами, пытками, конвейерными допросами до низменного уровня, до полного уничтожения личности, и лишённые возможности добровольного ухода, на судах объявляют - «Пятаков, внес предложение разрешить ему лично расстрелять всех приговоренных к расстрелу. В том числе и свою бывшую жену»; Каменев бичевал себя за «презренное предательство»; Пикель называл себя «отбросами своей страны»; Мрачковский назвал себя «предателем, которого следует расстрелять».
Знал ли И.В.Сталин сказанное П.А. Романовым? согласно Костомарова - «Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей», только презрение к людям, полное игнорирование чувств собственного достоинства подданных, думается, лежит в основе обоих правителей. Они силой своей власти, утверждением «не заменимых нет», не считаясь с рождёнными обидами вели, гнали людей как стадо к неким вершинам, и не только они, и не только века и столетие назад, но и сегодня нет, нет да и появится из верхов: «Назвал их «животными»; «Сравнил с хищной рептилией»; Высказался о них как «о диком звере». Это о боевиках «Хамас», последствиями нападения которых на участников и зрителей музыкального фестиваля, стали сотни жертв и множество заложников. Ну и… а среди кого они росли? не среди ли тех, кто считал их животными, хищными рептилиями, дикими зверями?
Окончание в следующем посте.
*****