Ну короче, я честно пыталась предварить этот пост еще каким-нибудь, с тремя вариантами на выбор. У меня не вышло - значит, наверное, так надо.
С эмоциями
в первом приближении разобрались. Теперь давайте про инстинкты. Их я как раз расставлю по ранжиру.
Инстинкт первый и главный - познавательный. Младенец может еще не знать, когда он хочет есть, но его глаза открыты с самого рождения. (Это не у всех млекопитающих, кстати. Котята и щенки, например, открывают глаза в две недели. Это важно. Глаза самый информативный орган, но и самый уязвимый. Хищник должен уметь охотиться, даже ослепнув, а для этого он должен начать познавать мир кожей, носом, ушами и языком раньше, чем глазами.)
Этот инстинкт проще назвать "любопытство", и его часто путают с эмоцией. Это как раз та потребность, о которой я в первую очередь говорила
как о неочевидной. (А вы о чем подумали?;)) Соответствующая эмоциональная пара (поскольку их шесть, а инстинктов на всех может не хватить): страх - радость. Страх от раздражителя и радость, что ничего плохого не случилось. "Страх того, что мы меньше, чем можем, и радость от того, что мы в надежных руках". Так что у амебы нашей, если, конечно, предположить, что к ней может быть применимо слово "инстинкт" (а почему нет? Инстинкт - это алгоритм, только и всего), никакого чувства вины, конечно же, нет. Только страх и радость.
Теперь можно было бы обратиться к
пирамиде человеческих потребностей Абрахама Маслоу, но мы лучше спросим опять у младенцев. Что делают младенцы помимо того, чтобы смотреть на мир? Спят или едят. Что важнее? Спросим у взрослого. Если ты голоден, ты фиг заснешь. Но если ты хочешь есть очень давно, а еды в обозримом пространстве всё нет и нет, ты будешь... спать. Потому что сон сберегает теплящиеся в тебе жизненные силы. "Поспал - почти поел".
Таким образом, эти потребности не могут быть ранжированы, а следовательно, одна из них не является инстинктом. Какая?
Инстинкт - то, что заставляет живое существо что-то делать. Двигаться и вообще проявлять активность. Чтобы заснуть, ничего делать не надо, надо, наоборот, прекратить делать вовсе.
Итак, наш второй инстинкт - охотничий. Движущая пара эмоций, как мы уже выяснили, радость - страх. Хотя нет, стоп. Где же ярость охотника? Ну ладно, тогда пусть эмоций будет три.
А теперь продолжим расставлять инстинкты по линеечке. Ну и заберемся повыше на пирамиду Маслоу.
Потребность в безопасности диктует нам третий основной инстинкт: инстинкт самосохранения. Но чтобы не убегать далеко от науки, снова сверимся со школьным учебником биологии. Инстинкты наши должны соответствовать пяти базовым свойствам живого организма: раздражимость, питание, движение, рост и размножение. С питанием понятно; познавательный инстинкт, видимо, вырос из раздражимости (если тебя ничего не раздражает, значит, ты умер, хе-хе).
Цветы не бегают. Они двигаются, но не так, как животные. Они, наивные создания, движутся вслед за солнцем и, как умеют, отклоняются от раздражителя, но они не могут убежать. Движение в том совершенном виде, которое оно принимает у млекопитающих - от ленивца до гепарда - продиктовано инстинктом бегства.
Нет, мы не можем быть уверены, что в том месте, куда мы бежим, безопасно. (Мы вообще бежим куда глаза глядят.) Зато мы уверены, что в том месте, откуда мы бежим - опасно. И мы бежим, пока не находим безопасное, стабильное место. При чем здесь справедливость (а она тоже присутствует на второй ступени пирамиды Маслоу), я думаю, объяснять не надо.
Еще важная вещь про этот инстинкт: он сильнее охотничьего. Спасаясь от пожара, лесные звери бегут вместе, и никто никого не ест. С другой стороны, в благоприятном месте можно прожить всю жизнь, не применяя инстинкт бегства, а вот не есть - не получится. Поэтому пусть будет все же после охотничьего.
Меня задолбало мучиться, и вахта моя уже кончается. Поэтому я тупо добавлю к трем уже бывшим эмоциям... ну да, вину. Логично. Потому что вина помогает избегать повторения опасной ситуации - следовательно, консервирует ситуацию бегства на будущее.
Ну окей, давайте уже про инстинкт размножения:) В том варианте пирамиды Маслоу, который висит у меня на стене, размножение вообще не упомянуто. И это более правильно, чем помещать эту потребность в подошву пирамиды. В подошве у нас - индивидуальное выживание. Для выживания человеку секс не нужен. Даже если кто-то пытается об этом забыть. Как говорил Сократ, мастурбируя на главной площади Афин (за что купила, за то и продаю), "если бы голод можно было утолить, потирая живот!"
А создание пары, как и любое другое взаимодействие с другим человеком - конечно же, потребность социальная. Еще на ступеньку выше в пирамиде.
Важнейший инструмент социального контроля - стыд. Спросите любого психолога. И стыд не случайно идет рука об руку с любовью.
И совсем просто - с ростом. Тело человека не растет всю жизнь, в отличие от тела удава или крокодила. Следовательно, после определенного момента, когда познавательный инстинкт перестает работать в полную силу, приходит время для нового инстинкта и новой потребности: потребности в самореализации. Это мы перескочили через ступеньку... хотя, может быть, просто соединили две в одну. Уважение, карьерный рост, статус нужны именно для того, чтобы добиться наиболее полной самореализации.
Кажется, этот инстинкт не имеет названия. Я бы назвала его как-нибудь романтично. Звездный инстинкт, например.
Эмоции - все шесть.
"И вроде жив и здоров,
И вроде жить не тужить,
Так откуда взялась... печаль?"