Jan 21, 2013 18:07
На протяжении последних десятилетий в Оренбургской области сложилась определённая схема помощи офтальмологическим больным. Жители области лечились в глазном отделении областной больницы, жители города в глазном отделении 1-й городской больницы. Очереди были небольшие, лечение, в основном, бесплатное. Техническое оснащение вполне удовлетворительное. В начале 90-х появился в Оренбурге филиал МНТК «Микрохирургия глаза». Ориентирован он был, в основном, на Казахстан и Башкирию, но лечились в нём и жители города и области - те, у кого есть деньги, т.к. стоимость лечения в МНТК достаточно высока, но очень хорошее техническое оснащение, да и палаты комфортнее, чем в обычной больнице.
В 2003 году директор Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» В.Н. Канюков занял пост главного внештатного офтальмолога г. Оренбурга, а затем и Оренбургской области. Со своими новыми полномочиями он обязал окулистов поликлиники направлять пациентов исключительно в «Микрохирургию». Доктора, к тому же, получали процент от того, что платили направленные ими пациенты. Снизилась грамотность поликлинических окулистов - для направления в МНТК не требовалось ни проводить обследования пациента, ни думать над диагнозом или лечением: направил, деньги получил, ходи довольный. А при направлении в городскую и областную больницы - будь добр укажи в направлении как обследовал, лечил, какой диагноз предполагаешь. Вот и пошли окулисты поликлиник по самому простому пути. Правда, перетащить всех пациентов в платную медицину не получилось - слишком много малообеспеченных среди оренбургских пациентов. Поэтому в глазных отделениях областной и городской больниц больных всегда хватало. Не каждый готов отдать 25000 за удаление катаракты или ждать 1 - 1,5 года в очереди на бесплатную операцию по выделяемой для «Микрохирургии» квоте.
В 2012 г. в Оренбурге появился новый министр здравоохранения Т.Н. Семивеличенко. И медицину Оренбуржья начало лихорадить. Начались реорганизации, закрытия отделений и целых больниц. Не буду говорить обо всех изменениях, т.к. вряд ли могу быть в курсе всего, но о происходящем в офтальмологии знаю не понаслышке. Было принято решение о закрытии глазного отделения 1-й городской больницы. Формально, объяснение было следующим. Глазное отделение для городской больницы не является профильным (хотя и работает уже более 30 лет!), главный врач недостаточно выделяет средств для оснащения отделения и поэтому работа отделения неэффективна (правда, на мой взгляд, недостаточное оснащение - это показатель неэффективной работы администрации больницы и самого министерства, а не отделения). Министр предложила передать госзаказ на плановую помощь (а, следовательно, и финансирование) в МНТК «Микрохирургия глаза», а неотложную помощь в глазное отделение областной больницы. На словах всё красиво - пациенты будут лечиться в современном высокотехнологичном медицинском центре, вместо обычной городской больницы.
А вот на деле не всё так радужно. «Микрохирургия», как и прежде, обслуживает Казахстан и Башкирию. Бесплатные пациенты там никому особо не нужны. Министр, конечно, обещает увеличить квоты, за счёт передачи финансирования из городской больницы, но и количество пациентов значительно возрастёт - в глазном отделении 1-й городской больницы лечится 2000 - 2500 человек в год. А значит, очередь не уменьшится. Причём сначала пациент должен встать в очередь на бесплатную диагностику - 3 - 4 месяца (в обычных больницах бесплатная диагностика производится при обращении). Пройдя диагностику, пациент ставится в очередь на лечение или операцию - 6 - 12 месяцев. А ведь есть заболевания, при которых пациент должен проходить курсы терапии 3 - 4 раза в год! При очереди 1 - 1,5 года это становиться невозможным. Кстати, даже попав на лечение по бесплатной квоте, пациент должен оплачивать проживание и питание, либо лечиться амбулаторно. А это значит что многие пенсионеры и инвалиды, которые не могут ежедневно приезжать в больницу из дома и не имеют денег на оплату проживания останутся вообще без лечения.
Теперь по поводу неотложной помощи. 1-я городская больница много лет была больницей скорой помощи. В ней много хирургических отделений, круглосуточно оказывающих неотложную помощь. Поэтому в больнице имеется постоянно развёрнутая операционная, дежурные операционные сёстры, дежурные анестезиологи. В отделении дежурят два врача-офтальмолога, занимающиеся исключительно оказанием неотложной помощи при травмах и острых заболеваниях глаза. В течение года в глазное отделение за скорой помощью обращаются более 6000 человек, от 1000 до 1500 из них требуют стационарного лечения. Теперь вся эта армия перейдёт в областную больницу. А что там? В областную больницу, как правило, попадают только самые тяжёлые травмы, что случается достаточно редко. Вся остальная помощь оказывается на уровне ЦРБ, не доезжая до областной больницы. Поэтому в глазном отделении дежурит только один врач, да и его основной функцией является приём плановых больных - 20 - 30 за дежурство. Будет ли у него время заниматься оказанием экстренной помощи? В случае травмы, требующей хирургической помощи, операционную медсестру приходится вызывать из дома, готовить операционную. Всё это требует больших затрат времени, а больной за это время может потерять последние остатки зрения. Содержать же штат круглосуточно дежурящих операционных сестёр ради одного глазного отделения нерентабельно. Ведь другие отделения областной больницы не нуждаются в постоянно работающей операционной. А если во время проведения операции (2 - 4 часа) обратиться другой пациент, тоже требующий помощи? Кто будет принимать его? К тому же все койки глазного отделения областной больницы работают 365 дней в году, свободных мест нет. Куда будут ложиться дополнительные городские пациенты - не известно.
Открытым остаётся вопрос о лечении сочетанных травм лица и глаз. В 1-й городской больнице такие пациенты лечатся совместно врачами глазного отделения и отделения челюстно-лицевой хирургии. Но отделение экстренной челюстно-лицевой хирургии есть только в 1-й городской больнице. В других больницах, включая областную, такого отделения нет. А это значит, что пациенты с тяжёлыми травмами лица после взрывов, огнестрельных ранений, дорожно-транспортных происшествий и т.п. должны будут либо курсировать между больницами самостоятельно, либо ожидать приезда врача из другой больницы, теряя драгоценное время.
Вот и получается, что красивая картинка, которую рисует министр Т.Н. Семивеличенко, остаётся только картинкой. А на деле - это лишь способ перераспределить финансовые потоки из городской больницы в пользу МНТК «Микрохирургия глаза». Да и министерству проще закрыть отделение, чем потратить деньги на его переоснащение.
Я вполне понимаю директора МНТК «Микрохирургия глаза». Владимир Николаевич Канюков и специалист грамотный и руководитель блестящий. «Микрохирургия» его детище, о котором он заботится всеми доступными способами. Любой хороший руководитель на его месте поступал бы также. Не понятна позиция чиновников из министерства здравоохранения, людей, призванных заботиться о здоровье людей всей Оренбургской области. Вместо этого, они ставят на первое место решение экономических вопросов, а здоровье и комфорт жителей г. Оренбурга остаётся где-то за кадром.
здравоохранение,
глазное отделение,
чиновники,
Семивеличенко,
медицина,
министр,
Оренбург,
закрытие,
Канюков,
реформы