По мотивам:
http://xeningem.livejournal.com/102043.html http://maxkatz.livejournal.com/90818.html http://maxkatz.livejournal.com/88115.htmlи прочего подобного.
Тезисы:
1. Нужно ли развивать общественный транспорт (далее ОТ) или он безнадёжен, и единственный способ улучшить качество передвижения людей - заботиться об автомобильных дорогах и парковках?
2. Может ли ОТ быть таким, чтобы люди ХОТЕЛИ им пользоваться, или, другими словами, он был удобнее, практичнее и быстрее личного автотранспорта?
3. Почему ОТ в России находится там, где находится, и как это изменить?
Итак, под катом МОИ ответы на поставленные вопросы. Мои - значит это моё ИМХО, хоть и основанное по возможности на логике, европейском опыте и активных наблюдениях.
1. Нужно ли развивать ОТ или он безнадёжен, и единственный способ улучшить качество передвижения людей - заботиться об автомобильных дорогах и парковках?
В посте
http://maxkatz.livejournal.com/88115.html более, чем наглядно, показано, что ни при каких обстоятельствах нигде и никогда не удастся сделать так, чтобы парковок и дорог хватило всем. Здесь
http://zyalt.livejournal.com/575619.html показано, что случится, если этот факт пытаться игнорировать. А здесь
http://maxkatz.livejournal.com/90818.html, даже если не вникать в занудные и не совсем очевидные графики, в самом-пресамом начале показано, что чем больше машин выезжает на дорогу, тем меньше людей в итоге получается переместить в единицу времени. То есть, другими словами, если всё больше народу будет пересаживаться в автомобили, ВСЕ автомобилисты в итоге будут ездить медленнее, и так до полного коллапса. И не забываем, что ранее уже был процитирован пост, в котором показано, что не получится сделать столько дорог и парковок, чтобы места хватило всем. Да, есть ещё вариант разносить ключевые центры притяжения масс людей по разным географическим локациям, но исторический центр города не сдвинешь, и уже поэтому людей там будет много всегда. Таким образом (и это подтверждает мировая практика в самых разных, не обязательно самых богатых и благополучных, странах) ОТ развивать нужно. Единственная альтернатива развитию ОТ - повторить печальную судьбу Детройта.
2. Может ли ОТ быть таким, чтобы люди ХОТЕЛИ им пользоваться, или, другими словами, он был удобнее, практичнее и быстрее личного автотранспорта?
Как показывают комменты к вышеуказанным постам, люди в целом согласны с тем, что в них изложено, но не верят в то, что лично им когда-нибудь захочется спускаться в метро. Они готовы терпеть безумные пробки, дорожное хамство, дороговизну и что угодно ещё, лишь бы оставаться в "личном пространстве" автомобиля и не находиться в пространстве общественном. Вернее, люди думают, что это именно так, и каким бы ни был ОТ, в их отношении ничего не изменится.
Почему я утверждаю, что это неправда? Потому что живу в Берлине и могут сравнить на себе, насколько мне нужен автомобиль здесь и в России. И не только на себе, но и на десятках гостей из Воронежа, которые у нас побывали, а также на многих берлинских знакомых из стран бывшего СССР и не только. В Берлине все ездят на ОТ, и если на что и жалуются, то только на его запутанность, да и то исключительно до момента, когда узнают о существовании
http://bvg.de - сайта, где можно быстро и удобно найти оптимальный маршрут из любой точки в любую другую точку города, причём в полученном расписании будет совершенно точно указано, во сколько отправляется каждый конкретный автобус/трамвай/метро/элекртичка и когда они прибывают в пункт назначения. Из знакомых, живущих в Берлине, в основном машину покупают семьи с детьми, но и они как правило используют её только если живут за городом или чтобы перевезти что-то тяжёлое, при этом при любой возможности радостно пересаживаются на ОТ. Да, у всех есть права, но желание всегда и везде ездить на машине улетучивается у 99% процентов жителей Берлина, даже если до этого они были заядлыми водителями. Почему? Потому что ОТ прекрасен, удобен, быстр, работает всегда и не нужно высчитывать, когда последний шанс добраться домой не на такси. Потому что когда ты на ОТ, ты можешь в своё удовольствие читать книжки или слушать музыку, не думая о том, что тебя кто-то подрезал или когда же уже закончится эта пробка. Пробок в Берлине кстати тоже можно сказать нет. Можно сказать - потому что сами берлинцы так не считают, но по сравнению с Москвой или даже Воронежем пробок здесь нет совсем. На ОТ не нужно также думать о парковке и необязательно отказывать себе в удовольствии выпить бокальчик хорошего французского вина или свежесваренного в пивоварне пива. Основная альтернатива ОТ в Берлине - велосипед, особенно для тех, чья дорога на работу пролегает через парк.
При этом да, да, да, когда мы с мужем приезжаем в Воронеж, первая мысль - срочно нужна машина! Пару раз даже возвращаясь в Берлин начинали присматриваться, а не купить ли, но желание быстро пропадало. Таким образом, логично перейти теперь к пункту:
3. Почему ОТ в России находится там, где находится, и как это изменить?
Тут можно говорить бесконечно много и называть громадную кучу всяко-разных причин, начиная с пресловутой коррупции и заканчивая пресловутым менталитетом. Но мне кажется, основная проблема не в этом. Основная проблема в том, что в обществе нет запроса на развитие ОТ. Точно также, как многие не представляют, что дороги бывают вообще без луж даже после очень сильного ливня, и поэтому нет общественного запроса на нормальные тротуары, дорожные покрытия и водостоки. Ведь ливень же прошёл, куда ж без луж? Так же и с транспортом. Омерзительный ОТ воспринимается как неизбежность, и видится, что единственное, что можно с ним сделать, увеличить количество того же самого, но от этого приятнее он едва ли станет. По принципу если есть большая куча г***, зачем требовать ещё большую кучу г***? Вот никто и не требует. А требуют больше дорог и парковок. И неважно, что ходить уже негде. Неважно, что и ездить уже невозможно из-за пробок. Просто как иначе-то? Тротуары ужасные, там лужи и песок, а ещё из-за отсутствия деревьев солнце печёт. Ходить по улицам и ездить в ОТ страшно - вдруг кто доколебается. Основные городские развлечения сосредоточены в торговых центрах, которые находятся чёрт-те где. Но это всё типа неизбежность. При этом, по легенде, от пробок избавиться можно, не уменьшая количество автомобилистов. И от проблемы нехватки парковок тоже можно избавиться, не запрещая всем парковаться где им вздумается. И почему-то неизбежностью это не считается. А всё как раз наоборот (см. пункт 1).
Но даже это непонимание только пол-проблемы. Вторая половина в установке "ничего нельзя изменить", поэтому "прикинься ветошью и не отсвечивай". А посему нечего пытаться, думать что-то, делать, из штанишек выпрыгивать от усердия, объединяться с другими страждущими в едином порыве страдания прекратить. И раз так, то и общественному запросу взяться неоткуда, изменить-то нельзя ничего. Да, даже если он возникнет, изменится всё далеко не на следующий день. Но если не возникнет, не изменится никогда. Причём совершенно точно. Вот зачем мэру совершенствовать ОТ, если электорату это не надо? Да ещё и противников найдётся мульон, ведь их автомобильные права в процессе совершенствования ОТ неизбежно будут "ущемлены". Поэтому даже если вдруг мэр кристально чист и весь искрится благими намерениями, ОТ ему развивать невыгодно с точки зрения "любви граждан". А прибавим к этому ещё тот факт, что кристально чистые мэры даже в заповедниках не встречаются, и получим то, что имеем.
Эта проблема на самом деле очень большая и относится отнюдь не только к ОТ. Пассивное и разобщённое общество может только ждать от государя милости, но не в состоянии выдвигать требования. Чтобы это поменять, нужно прежде всего захотеть, собственно к чему и был весь пост. Развитие ОТ - отличная позитивная и конструктивная программа, относительно лёгкая в реализации и в донесении до других людей, а главное привносящая громадные изменения в жизнь города. Поэтому хватит уже ныть, что ничего нельзя сделать, давайте лучше вместе подумаем как. Не получится - сделаем выводы и будем учиться на ошибках, но даже в этом случае поменяется очень многое. Прежде всего, отношение к себе и окружающим. А что, если получится?