(из серии очерков "Лето в деревне").
Настал день приезда в деревню моих родственников. В субботу утром приехали мои предки, а следом за ними к обеду потянулись и остальные. Теперь все четверо бабушкиных детей были собраны вместе. С жёнами, мужьями и внуками.
Чтобы Вас не утомлять перечислением имён и степеней родства, приведу список родственников лишь в цифрах. Итак:
Дяди 4 шт.
Тёти 4 шт.
Сестры 4 шт.
Братья 2 шт.
Ну и пюс сама бабушка. Всего 15 человек. Для армянской семьи это может и пустяковое количество, но для тогдашней среднерусской достаточно большое.
Вспоминая это полный комплект близкой родни, меня иногда прошибает на слезу. Ведь так, чтобы собраться всем вместе узким кругом ближайших родственников, уже не получиться никогда.
Но для меня тогда главным был приезд двух сестричек: Люды и Светы младшей. Теперь нас была целая “банда” в составе двух пацанов и трех девчонок. Возраст был почти у всех один. Может кто-то чуть младше или чуть старше. Короче, ровесники.
Вспоминая то лето, я понимаю только теперь, что это и было Счастье. Все вместе: живые и здоровые. И нет никаких “перестроек и ускорений”, “лихих 90-х” и всей прочей дряни. Простое советское СЧАСТЬЕ с клубникой в огороде, удочкой на речке, грибами в лесу. Когда на столе картошечка с селёдкой, мороженное и лимонад, песни до утра да купание в маленькой чистой речке.
Если честно, то я не помню каких подарков нам напривозили. Запомнилась только жареные дядей Сашей изоленты.
Зато в памяти отпечаталось застолье по случаю приезда с выложенной на блюде чёрной икрой. Это мама привезла из Ростова деликатес. Аж целую 700гр.банку по 40р за килограмм. Черпали её ложками и вилками прямо из блюда и намазывали на хлеб.
Не ели только старшая сестра Оля и я. Ольга пошутила, что из икринок вылупливаюся головастики, и это начисто отшибло у меня охоту есть ее.
Я до сих пор не понимаю как все 15 человек уместились за одним столом, но это было.
Вот бабушка и получила пополнение для сбора смородины и малины в лице мамы и тети Гали.
А в лице зятьев - грибников и рыбаков. Да и во дворе было много работы.
Сколько бабуля закупила мяса и водки к приезду гостей я не знаю, наверное много. Факт тот, что к обеду зятья уже были веселы и разговорчивы.
А ещё из дома бабушки прохожие могли услышать громкую музыку. Это мой отец привёз из Ростова переносной магнитофон и кассеты с записями Высоцкого, А.Северного и “братьев Жемчужиных”. И если Высоцкого знали и любили, то записи Северного представляли собой настоящий кабацкий “блатняк”. Не какой-то там шансон, а именно “блатняк” в его настоящем “живом” исполнении. И неслось тогда над черноземьем: “На Дерибасовской открылся пивная… “. Не всем нравилось, но это на любителя.
Ну и конечно же сигареты. Папа захватил с собой блок “космоса”, который у него быстро расстреляли. Ростовский табак был известен во всем Союзе, а в деревне курили “Беломор” да самокрутки. Так, что дня через три осталась одна пачка из 10. Шансов дотянуть до отъезда не было. Надо было дымить папиросами местного розлива.
Но мы немного отвлеклась. Скажу Вам по секрету: Банда детей играла в карты. Игра впятером это увлекательное занятие, особенно если играешь в короля. Мой старший брат из местных все чаще задерживался у бабушки, хотя до приезда сестёр наведывался нечасто.
Он, как и большинство деревенских парней, был одержим автомото техникой. Вот и сегодня Юрка приехал на “железном коне”. Помню как я и девчонки носились с ним на его мотоцикле по трассе. “Только небо, только ветер, только радость впереди”.
Но самое главное - это близость реки. Стоило пройти соседский огород и речка была перед тобой. Многие часы, проведённые около воды и в воде зафиксировали в моей памяти синюшное лицо Светы и розовощекое Люды. Просто купались подолгу и шансов худенькой Свете “переплавать” в меру упитанную Люду просто не было. Впрочем, как и у меня, тощего подростка.
Но вот прошли эти благословение дни и родственники стали разъезжаться по домам. Первыми уехали Люда и младшая Света со своими родителями. Потом село покинули мои предки. И даже у своих местных дяди и тёти закончились отпуска и они уехали на работу в город, где собственно и жили...
Читайте 4-ю часть
Г. Малыгин