ДЕНЬГИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ

Feb 20, 2020 20:20

КАК ВЫЖИТЬ В СТРАНЕ,
КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ БАНКРОТОМ



Денег нет. Зарплата не выплачивается, социальные пособия - тоже. Между тем власти полны оптимизма. Президент заявил, что кризиса вовсе нет. Независимые эксперты, напротив, ждут обвала финансовой системы России и прочат ситуацию хуже, чем в 1991 году. Что происходит? Чего ждать? И что делать, чтобы выжить? Может быть, правы шахтеры: надо бастовать и требовать отставки президента? Попыток ответить на эти вопросы было немало. И с экранов телевизоров, и со страниц центральных изданий. Однако хотелось бы услышать ответ из уст человека, которого знают и уважают. Я попросил это сделать академика РАЕН по секции экономики и социологии Владимира ДУРНЕВА.

Эта беседа состоялась в июле 1997 года. Думаю, в наши дни, когда на горизонте маячит финансовый кризис, ее содержание стало вновь актуально.

- Владимир Николаевич, сегодня многие говорят о финансовом кризисе. Что же все-таки происходит?

- Представьте, что вы почти не работаете и живете в долг под высокие проценты. А чтобы эти проценты гасить, потихоньку распродаете все свое имущество. Так и государство. Налогов собирает меньше, чем проедает. Недостающее занимает. Чтобы оплачивать проценты, распродает ресурсы и госсобственность. Это и есть финансовый кризис. И возник он не вчера.

- А с чем тогда связано резкое ухудшение ситуации в эти летние месяцы, появление антикризисного пакета и мыслей о возможности краха финансовой системы России?

- В немалой степени - отставкой Черномырдина.

- Поясните, пожалуйста.

- Если бы вместо Пугачевой к нам в город приехал никому неизвестный артист, вы бы сдали билет?

- Да.

- Так же и западные инвесторы стали освобождаться от российских ценных бумаг, когда узнали об отставке правительства и Черномырдина. Сравните сами. Черномырдин - самостоятельный политик и опытный практик, которому доверяли западные инвесторы. На посту главы правительства он курировал около двух третей экспорта нефти и газа и оказывал на это большое влияние. А нефть и газ - это то из немногого, на чем сейчас держится экономика России.
Теперь о Кириенко. Никому неизвестный теоретик. Возможно, фантастически умный и мудрый. Но ведь всем очевидно (и западным инвесторам в том числе), что для управления такой огромной страной, как Россия, необходим еще и опыт. О каком доверии здесь может идти речь?

- Зачем же тогда понадобилась отставка Черномырдина?

- А что бы вы сделали с человеком, который начал наступать вам на пятки? Видимо, Черномырдин стал слишком самостоятельным политиком.

- И все?

- Конечно, нет. Отставка Черномырдина привела к ускорению процессов, направленных на дробление «Газпрома». А такую мощную корпорацию гораздо легче купить по частям. Дело в том, что предприятия «Газпрома» - это единственный российские предприятия, имея которые, можно хорошо заработать.

- Владимир Николаевич, а вы случаем не сторонник Черномырдина?

- Я лишь сторонник понимания процессов, лежащих в основе финансовой нестабильности.

- Выгодно ли России дробление «Газпрома»?

- Выгодно ли?.. Сегодня «Газпром» для большинства предприятий других отраслей как семья родная для выросших детей. Пока дети не встали на ноги, они не в состоянии полностью себя обеспечивать. И поэтому им помогает семья. Пока родители вместе, достаточно того, чтобы любой из них имел хороший доход. Если же семья распадается, то дети, оставшиеся с менее обеспеченным родителем,  оказаться с менее обеспеченным родителем, могут оказаться в нищете. Так и предприятия других отраслей. А вместе с ними и целый регион, в котором они находятся, после дробления «Газпрома» могут оказаться в нищете.

- Неужели нет других российских предприятий, поставляющих свою продукцию на экспорт?

- У нас продолжается спад производства во всех отраслях. Даже в нефтедобывающей. Исключением является только добыча газа. К тому же оборот в этой отрасли сравним с бюджетом нашего государства. Поэтому сейчас в масштабах страны предприятия «Газпрома» оказывают на экономику существенное влияние. Сегодня «Газпром» кредитует государство на 2-3 трл. рублей, не говоря о суммах кредитования российских предприятий или фактически о скрытом кредитовании государства.

- И вместе с тем Россия, договариваясь о стабилизационном кредите, пообещала международному валютному фонду осуществить дробление «Газпрома». Может быть, шахтеры все-таки правы, требуя отставки президента?

- Шахтеры правы лишь в плане экономических требований. Но с тем, как они этого добиваются, трудно согласиться. Перекрытием транспортных магистралей они еще больше ухудшают и без того плохую ситуацию. Еще больше разрушают и без того чахлое производство. Своими действиями они уже вытащили из кармана каждого из нас по нескольку сотен рублей. Поэтому, одобряя действия шахтеров, каждый голосует прежде всего своими деньгами. Именно теми деньгами, которые впоследствии недополучит его семья в виде зарплаты или каких-либо социальных выплат.

- Если стране экономически невыгодно перекрытие шахтерами транспортных магистралей, то почему правительство это допустило?

- Видимо, потому, что смотрело в сторону США. Поскольку пыталось решать эту проблему по той схеме, которую в своей время применил Рейган при забастовке авиадиспетчеров. Однако разница в том, что, в отличие от американских авиадиспетчеров, наши шахтеры никакой финансовой ответственности за свои действия не несут.
В США из-за забастовки авиадиспетчеров порядка 20 тысяч пассажиров опоздало на свои рейсы, что им было компенсировано в денежном выражении страховыми компаниями, которые в свою очередь взыскали с профсоюза авиадиспетчеров. А те деньги, которые мы с вами потеряли из-за действий шахтеров, уже никто не вернет.
Плюс неумелые действия правительства в отношении шахтеров еще более уменьшили и без того шаткое доверие западных инвесторов. Что, безусловно, подлило масла в огонь финансовой нестабильности.



- Выходит, девальвация рубля все же неизбежна?

- Думаю, да. Я не верю в антикризисную программу правительства. Сейчас форвардные сделки на 1,5-2 месяца вперед идут по ставке 8,6 рубля за доллар. И рынок постепенно выстраивается к этому результату. Предположим, в Сбербанке лежит 20 трлн. рублей россиян. После девальвации один к двум на эти деньги можно будет купить в два раза меньше. Поэтому правительству выгодна девальвация, так как она уменьшит долг перед россиянами в два раза.

- А почему вы не верите в антикризисную программу?

- Представьте, что вам нужно сократить число аварий на дорогах. Есть два пути. Можно уменьшить количество машин на дорогах, например, в 1000 раз подняв цену на бензин. А можно поднять качество дорог, добиться улучшения знаний правил дорожного движения и навыков вождения автомобиля, обеспечить льготную замену 2-3-летних машин на новые и так далее.
Так вот, сейчас правительство борется с инфляцией и девальвацией рубля, «увеличивая цену на бензин», что ведет не только к уменьшению инфляции, но и к уменьшению количества работающих заводов. А завод - не автомобиль. Один раз остановил - запустить будет очень трудно! Ведь это неизмеримо более сложный механизм. Это производственные связи, сырье, поставщики…

- В чем конкретно в дальнейшем может проявиться финансовый кризис?

- Предприятия, лишенные доступных для них оборотных средств, будут всеми правдами и неправдами стараться выплачивать зарплату. И без особого энтузиазма относиться к платежам в Пенсионный фонд, Фонд ОМС, за энергетику… В общем, будут делать лишь самые необходимые выплаты. И это скажется на задержке пенсий, социальных пособий и зарплаты бюджетников.

- А что же тогда делать?

- Прежде всего нужны разумные налоги. Вспомните безысходность в 1924 году. Когда продразверстка выкачала все ресурсы с предприятий, тогда ввели продналог. Сначала все было только в «комках». А потом и вся страна задышала.

- Быть может, нужна жесткая рука?

- Чушь! На любую жесткую руку будут влиять какие-нибудь интересы: родственников, дружеские, партийные и др. Вот сейчас государство принялось выбивать налоги из «Газпрома», хотя само ему должно на 2-3 трлн. рублей больше. Плюс обязалось перед Международным валютным фондом раздробить «Газпром». Кому это выгодно? России? Нет. И вообще, как можно требовать чего-либо от других, не выполняя при этом собственные обязательства? Не оплачивая, например, уже исполненные госзаказы ВПК. Необязательность государства ведет к необязательности предприятий и граждан.
Взять, к примеру, американского президента. Да, может быть, Клинтон и допустил некорректность по отношению к девушке. А может, и нет. Но его все равно вызвали в суд и спросили: «Было или нет?». То есть он живет по тем же правилам, которые обязательны и для всех других американцев. Сейчас более, чем когда-либо необходимы правила, обязательные для всех. И это должно обеспечить государство…


инфляция, газпром, нефть, девальвация, курс доллара, валюта, прогноз, кризис

Previous post Next post
Up