Извиняюсь за оффтоп в оффтопе, но многим приходилось рассказывать про свою работу в сибири на руднике в качестве машиниста тягового агрегата.Решил выложить недавно найденные фотки и сделать типа маленький репорт.
Далеко отсюда, в Иркутской области есть город Железногорск - Илимский. Градообразующим предприятием является КГОК. Коршуновский горно - обогатительный комбинат.Основной процесс добычи и переработки черных металлов почти везде одинаков. Железо вытягивают реакцией замещения из оксида железа.Умные формулы писать не буду, но на пальцах выглядит следующим образом. В оксиде атом кислорода при температуре замещается атомом углерода. По старым технологиям в доменную печь слоями укладывается железорудный концентрат и кокс,он спекается и получается чугун,железо с большим содержанием углерода,который в дальнейшем разными методами,в т.ч. ковкой доводится до нужной консистенции.Данная процедура происходит на металлургических заводах, а для того,чтоб было искомое сырье, в частности руда и существуют горно-обогатительные комбинаты.
Как правило он включает в себя горный разрез, или карьер, если хотите, а так же горно-обогатительную фабрику. Плюс вся сопутствующая инфраструктура.Транспортная, отвалы, энергетическоя, водооткачивающая,буровая,взрывная, и т.д. Кому интересно, могу рассказать. А интересного очень много. В следующий визит постараюсь наделать фото. Данный пост будет о карьерном транспорте, на котором мне довелось работать 15 лет. Вот собственно сам карьер.Вдали видно город.
Внизу работают экскаваторы, грузят Белазы. Белазами везут на перегрузочные склады, на которых перегружают в вагоны-самосвалы, именуемые думпкарами. Думпкары шестиосные, грузоподъемностью 100 тонн.Общий вес груженого думпкара 150 тонн. В состав поезда входит 9-10 думпкаров, иначе мощности локомотива не хватит чтоб поднимать состав по 40 тысячным уклонам.Состав из локомотива и думпкаров называют вертушками. Вертушка может ехать как локомотивом вперед, так и хвостовым вагоном.По одному горизонту поднимается на одну пост-станцию,реверсируется и по другому склону идет на следующую выше. На следующем снимке взрыв горизонта. Это делалось у нас каждый четверг.Взрывной день. Для многих лафа,потому что с 12 часов объявляют тревогу и всех, кто в "зоне" выгоняют наверх.Народ спит,играет в карты...кто то рюмочку и домой.Начало..
Развитие...
Отбой.
Дальше взорванную массу начинают ковырять экскаваторы, маленькие такие экскаваторы с ковшом на 8 кубиков.Грузят маленькие машинки-самосвальчики грузоподъемностью 120 тонн.
Ваш покорный слуга имеет водительское удостоверение на Белаз и отработал на нем 5 смен.Классный аппарат. Ничто с ним не сравнится.Ощущения незабываемые,когда от тебя до правого бокового зеркала заднего вида 6 метров!!!
А управляется не сложнее легкового автомобиля.Вопрос привыкания к габаритам.Ещё Белазной романтики-
Груженый поднимается.
Взрыв баллона на выстрел по мощности как звук выстрела крупного орудия. Немного экскаваторной романтики. Это отвал.Сюда привозят вертушками пустую породу.(это порода без содержания оксида железа). Руду возят на фабрику. Есть такое понятие - коэффициент вскрыши. Это отношение массы пустой породы к массе руды, добытых за продолжительный промежуток времени.К примеру месяц,год.Если коэфициент вскрыши больше 4, то есть на тонну руды добывается более 4 тонн породы, то себестоимость руды растет геометрически и разрез становится убыточным. Цифра 4 условная.
После тогол, как Белазы выгрузили руду на склад,его перегружают в думпкары
И везут вертушками долго и мучительно, поднимая на высоту более 500 метров на Фабрику. Вот она могучая и родная.На фабрике трудятся около 3000 человек.
Вертушка состоит из локомотива и вагонов.Локомотив называется - Агрегат тяговый ОПЭ-1А. Трехсекционный. Электровоз, дизельная секция и моторвагон. На фото 072, локомотив, на котором я 5 лет отработал машинистом.
Смена начинается с планерки.
Инструктор читает смену.На какой станции и где находится какой локомотив.
Люди работают суровые-сибирские...)))
Водку пьют эмалированными кружками.На фотке мой помощник Володя. Говорят его уже нет в живых.(((
Так выглядит моё рабочее место
Руль не рулится, для остроумных. Это контроллер машиниста, регулирует тяговый ток, по примеру громкости радиоприемника,чем сильней наворачиваешь,тем быстрее несешься.
Проплывают ночные пейзажи - 4 КРП
На станциях дежурят дежурные
Всякие станции
Это смену работал помощником. Моя машина стояла в депо. Основные обязанности помощника машиниста локомотива:
1. Чтоб всегда был горячий чайник
2. Не обоссывать на ходу поручни.
Дневные пейзажи
Смена 12 часов, поэтому еду готовим в кабине. На снимке ингредиенты для супа.
Вкусный супчег!!!!! Ото настоящий кайф, свежесваренный супчег в кабине электровоза!!! Закон Мерфи тоже работает.Как только наливаешь себе тарелку, дежурная дает отправление.
Ну что Олега,поели? Теперь перекур
Тем временем мимо гремели вертушки
Техника древняя...всё на сварке...
Кабина 072..внимательные заметили затертости от обуви на панели ))))). А на руле подставку под тарелку(делал сам)
Поднимаю руду со склада. Видно боковую контактную сеть.За моторвагоном снежная пыль. Опять потеряли лючок с тягового двигателя.Из-за этого он хуже охлаждается принудиловкой.На обработке надо поставить.
Рабочие пейзажи, на которые я глазел 15 лет. Вдали обогатительная фабрика
Вдоль обрыва,да над пропастью, по самому, по краю...
Я коней своих нагайкаю, стегаю, погоняю....
Притащили руду на фабрику. Выгружаем на корпусе станции Дробилка.Я в тепле подаю вагоны по сигналам помощника.А помощник упражняется на морозе.
Зато потом я еду, а он гад дрыхнет...Что конечно запрещается инструкцией. Знакомьтесь - Жека, он же "БУДКА", он же "МОСьКА", он же "БЫДЛИК".
Воевал на войне и теперь ему абсолютно на все плевать.
А за окном...
Бывало и такое. Сход подвижного состава....
Будет время,напишу еще...
Спасибо за терпение.