в поисках внутреннего буратино

Jul 23, 2012 04:34


Как-то в контексте одного психоложеского диспута (речь шла о принципиальной (не)важности чужих мотиваций) меня зацепило заявление, что вопросом «почему?» задаются лишь неудачники.

Я, как говорится, много думала.

Разумеется, речь шла не о когнитивно направленном «Почему небо голубое?», а о рефлексивно-виктимном, из серии «Почто оне так со мной?». Которое с легкостью трансформируется в «Что я делаю не так?» с вытекающим «Что со мной не так?» = «В чем я виноват(а)?», ну и далее везде.

Тут следует понимать одну простую вещь: если вам кажется, что перед вами мудак, скорее всего вам не кажется либо человек в принципе привык так поступать со всеми, либо для данной неадекватной реакции может быть тысяча различных причин, к вам никакого касательства не имеющих, зато имеющих прямое отношение к его собственным абберациям восприятия, уровню интеллекта и воспитания.
Ну, например:


- ваше случайное сходство с кем-то, с кем так можно было безнаказанно поступать в прошлом;

- ваше случайное сходство с кем-то, крепко обидевшим его в раннем детстве;

- альтернативное истолкование индивидом чужих коммуникативных сигналов;

- неосознанная проекция на вас собственных затруднений;

- индивидуальная реакция на розовую кофточку;

Эт цетера

Т.е. при всем богатстве выбора причина по-прежнему лежит сугубо в сфере проблем другого лица, и надо иметь очень развитую иллюзию всемогущества, чтобы брать на себя за них ответственность.

Более того. Как ни печально, вопросом «почему он решил, что со мной так можно?» обычно задаются как раз те, с кем так действительно можно. Поскольку те, с кем нельзя, совершенно справедливо не считают случившееся собственной виной или заслугой, и вместо того, чтобы тратить время на пустое самокопание, доходчиво объясняют товарищу, что тот просто сделал неудачный выбор.

себе, к слову пришлось, помойка опыта

Previous post Next post
Up