Древние египтяне наиболее совершенно воплотили в своей архитектуре твердокаменный принцип общественного устройства, где бог эфемерен и правит вездесущий фараон. Хеопс ли, Мавроди ли - все строят пирамиды; в их строгих геометрических формах - суть мироздания. Египтологи от Локьера до Бьювелла утверждают, что архитектурные линии египетских пирамиды ориентированы по звёздам; они пронзают небо. Исследования на эту тему захватывают и леденят. Безусловна связь геометрии пирамиды с колесом Вечного Возвращения: эти конструкции одинаково жутки и неумолимы. Какова эта связь, мне ещё не открылось. Возможно, проекция пирамиды вписана в колесо, как на долларовой купюре; как пирамида неколебима, так и колесо не разорвать. На старинных уже карикатурах-схемах (см. ниже), изображающих структуру общественного строя, многое ли поменялось? Ну, на ступеньку к попам добавить журналистов, отвести отдельную ступень под офисный планктон... Всё это непринципиально: остаётся СУТЬ, зловеще инвариантная.
И если остроконечная пирамида смотрится как нечто устойчивое, неискоренимое, непреодолимое и непокоримое, символизируя вечное возвращение несправедливости Системы на протяжении всего общественного пути, то ступенчатый зиккурат, с небольшою площадкой наверху, воплощает собой путь индивида, путь человеческой единицы. Об этом знали ещё духи индейцев майя: чем ближе к небесам, чем ближе к богу, тем меньше шагов можно сделать в сторону, тем меньше земного вокруг... Тем больше одиночества - идущий к богу да разделит с ним хоть толику его бесконечно одинокого удела, печального удела творца во тьме и хаосе... Вот почему гробница великого Ленина - лучшее творение архитектора Щусева. И в час его грустной кончины, В полнОчь, как свершается год, - помните, так писал поэт о другом великом, - мятежная душа бунтаря и созидателя выбирается на самый верх башенки Мавзолея созерцать звёздное небо. И как знать, быть может именно в это время из низко летящей тучки на башенку, назло потешному патриарху Гундяеву, приземляется старенький и седенький православный господь бог, вовсе не такой, о каком Гундяев вам рассказывал, - и они с вождём пьют морковный чай и беседуют о вещах, недоступных простому смертному.