+1. Знаю, знаю, вас уже задолбали этим кино, вытыркивающимся отовсюду, куда ни плюнь, и френдлента, которую вы наскоро проматываете, завидев заветное слово, разбухла от разнообразных рецензий. Я, в общем, не хотел о нём писать, поскольку это уже пОшло, держался, но, с другой стороны, фильм-то отличный, в хорошем смысле слова сенсация, и почему бы не влиться, так сказать, в струю.
Чудесный мультик. 3D - это, конечно, здорово, визуальный ряд великолепен, и даже если синеватые инопланетяне иногда всё же выглядят как мультики, то это не страшно: почему бы и не быть планете-мультику? Но как сделан этот мультик! Сон, как есть сон! И вот после этакого великолепия выходит народ из кинотеатра, под серое небо - и по зассаному серыми собачками серому снего-льду кувырк! Многие задумались тогда о выборе, сделанном главным героем.
Не надо выпендриваться. Тем, кто говорит об избитом сюжете, примитивизме, штампах и т.п., не нужно выпендриваться. Массовый и кассовый фильм таким и должен быть, по законам жанра. А иначе никакое 3D не окупится. Ну разве что народ вдруг резко и коллективно поумнеет в результате какого-нибудь природного катаклизма. Не нравится - делай так, чтобы люди вокруг тебя умнели и жаждали тонких материй. Так точно, незамысловатая по сюжету, всем доступная и всем интересная - от сантехника до профессора - сказка. С правильной, прогрессивной, моралью, что немаловажно. Ещё древние греки определили безотказно работающий набор мифов. Можно, конечно, сокрушаться: «
"Аватар" ставит крест на только-только зародившейся тенденции роста IQ у массовых фильмов». Но не видел я что-то таких фильмов, и не знаком с такой тенденцией. Что самое смешное, сокрушается насчёт IQ журналист газеты «Комсомольская правда». Решительно, такому комсомольскому IQ я предпочту 3D.
Бей белых, пока не посинеют. Синие инопланетяне - аутентичные индейцы. Ну, немножечко негры. Изображённые в кондовом таком духе, гой еси, так сказать. Ничего инопланетного, даже PS/2-кабель вместо косички, с помощью которого они подключаются к мировому разуму, вполне земной. Те, кто приплетает сюда Обаму с его якобы новой политикой, называя синих обамическими аборигенами, не учитывают, что индейский геноцид - один из краеугольных камней, на которых зиждется американское государство. Индейцев сейчас в нём меньше одного процента, изничтожили, да-с. И вот это родовое пятно не может не тревожить чутких американских интеллигентов, таких, как товарищ Кэмерон. Тем более что индейцы все умерли, но дух Маниту витает над страной, вот это незамутненное, несколько приукрашенное интерпретаторами индейское понимание окружающей среды витает - оно ещё с середины двадцатого века, задолго до дядюшки Барака, крайне популярно среди продвинутых. В той же степени среди них непопулярен американский империализм, вся эта военщина, вторжения в ираки и т.п.
Будем завидовать. И вот здесь, конечно, можно только по-хорошему позавидовать американцам (человек справедливый должен признать, что им часто можно по-хорошему завидовать). Дорогущее кино, с колоссальным бюджетом, снимает человек, заявляющий, что «
я не доверяю человеческим системам - корпорациям, правительствам. И до тех пор, пока они будут править миром так, как они это делают сейчас, мир будет продолжать рушиться, мы будем продолжать уничтожать природу, и ни к чему хорошему это не приведет». И поминает с осуждением Буша и Ирак. Тем, кто снова видит здесь руку Обамы, напомню, что кино начали снимать задолго до его президентства. «
Правда и правильный выбор гораздо важнее родины», - заявляет, словно бы вечерним броневичком из
Циммервальда, статусный, раззолоченный режиссёр, весь с головы до ног в истэблишменте и бомонде. То есть, человек снял заведомо антипатриотичный, антигосударственный фильм и не скрывает этого. И ему дают под это дело кучу бабок, никто не мешает, и сам
президент торжественно идёт смотреть это кино! Такой независимости от государственной машины можно только умилиться, из наших-то болот, где все обречены окормляться сериалом «Менты», в широком смысле.
Кэмерон vs Гоголь. Успешные режиссёры любят цитировать самих себя. Ближе к концу фильма наблюдаем битву инопланетянина с ведомым человеком двуногим механизмом, точь-в-точь, как в старых добрых «Чужих» того же Кэмерона. Только раньше человек был хороший, инопланетянин плохой. Сейчас всё наоборот (непонятно, почему в механизм на протяжении всего фильма так и не посадили
Сигурни Уивер, которая, помнится, отлично с ним справлялась). Подняв металлической клешнёй за шкирку строптивого инопланетянина, вчерашнего землянина, управляющий механизмом бравый полковник спрашивает: «расскажи, сынок, каково это - чувствовать себя предателем?» А тот только по-инопланетному ощеривается и шипит в ответ.
Но наш-то человек понимает, что отсылка к «Чужим» поверхностна. В его сознании эпизод перекликается не только и не столько с «Чужими», и вспоминается, глядя на это всё, совсем другой полковник.
«Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» - кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. И, поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях прямо наперерез гусарам. Ударили сбоку на передних, сбили их, отделили от задних, дали по гостинцу тому и другому, а Голокопытенко хватил плашмя по спине Андрия, и в тот же час пустились бежать от них, сколько достало козацкой мочи. Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…
Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.
- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.
- Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!
Как же, однако, меняются люди, мнения, полковники, предатели и времена.