О настоящем и будущем университета «Дубна»

Dec 14, 2024 16:35


Кадры - задача стратегическая

На совместном расширенном совещание дирекции ОИЯИ и заседание НТС ОИЯИ с докладом "Университет «Дубна». 30 лет подготовки кадров для наукоемкой экономики" выступил и.о. ректора университета А.С.Деникин
(...)
А.С.Деникин в своем выступлении напомнил, что университет был создан 30 лет назад решением правительства Московской области, руководителей города и дирекции ОИЯИ. "Можно сказать, что мы сегодня говорим о результатах одного из самых долгосрочных проектов, ведущую роль в котором играет ОИЯИ", - заметил он. Сейчас завершена реструктуризация университета, начатая по решению Правительства РФ. В составе университета, кроме головного вуза в Дубне, остались филиалы в Дмитрове и Протвино.
Сегодня в университете учатся 4100 человек, из них 57% в очной форме, в нашем городе - 2870. Только 20% обучающихся - из Дубны, остальные представляют 82 региона России. "Это хорошо, приезжающие ребята высокомотивированы, 75% из них остаются работать в Дубне и в ОИЯИ в том числе. В 2022 году мы перестали быть региональным вузом, и федеральный статус заставляет нас конкурировать за распределение бюджета РФ с ведущими вузами Москвы и области. Этим объясняется снижение количества обучающихся", - заметил докладчик.
В планах университета к 2030-2033 годам выйти на 4500-5000 обучающихся очно. В том числе, набор на информационно-коммуникационные профили планируется увеличить с 336 в 2024 году до 655, на фундаментальные и естественные науки (наиболее востребованные в ОИЯИ и компаниях ОЭЗ) - с 96 до 345, на инженерно-технические направления - со 134 до 365, социальные и гуманитарные направления - с 262 до 580, последнее преимущественно за счет договорного набора. В 2022 г. география приема была такова: 40% поступивших представляли Москву и область, еще 23% - остальные регионы ЦФО, зарубежье - только 3%. Последняя цифра для города с международным институтом не приемлема, и к 2030 году планируется её увеличить до 15%, имея в виду поступающих не только на первый курс, но и в магистратуру и аспирантуру. Такой показатель, как средний балл ЕГЭ, несколько лет назад в университете составлял 75-78 баллов, сегодня просел до 70. К 2030 г. его планируют поднять до 85 и выше.



Анализируя ситуацию прошлых лет, можно сказать, что университет не всегда выполняет запросы городских работодателей на подготовку кадров определенных специальностей. Решением здесь может стать сетевая модель, в рамках которой университет "Дубна" рассматривается как кадровый хаб для всего наукограда, принимающий студентов, прошедших обучение в других вузах и не только РФ. В свое время А.Н.Сисакян привел в университет большую команду сотрудников ОИЯИ, в результате деятельности которых созданы и активно работают семь базовых кафедр, там ежегодно обучаются 700-800 человек, а преподают 150 сотрудников ОИЯИ. За это время 650 выпускников университета не просто поступили на работу в Институт, но и работают в нем сегодня. Если посмотреть распределение по лабораториям, то максимальное количество работает в ЛФВЭ - 180 человек. Несколько лет назад в университете стартовали образовательные проекты передового уровня: поддерживаемые ОИЯИ школа "Аналитика больших данных", международная инженерная школа и ряд других. Такой формат, на взгляд А.С.Деникина, представляет собой золотую середину между теоретической и практической подготовкой, которая позволяет ребятам максимально погрузиться в содержание их будущей работы.
По оценкам докладчика, для привлечения сюда 5000 ребят "информационная воронка" должна составлять 200-300 тысяч человек ежегодно, то есть информацию об ОИЯИ необходимо транслировать на аудиторию такого масштаба в России. Эта задача с трудом решается очными встречами, её надо делить на части. В Дубне сейчас две крупных образовательных структуры - университет и филиал МГУ. Есть ОИЯИ, для которого образование очень важная составляющая, и ОЭЗ, которая является хорошей практической базой. Необходимы совместные проекты, единая программа, единое понимание, как вовлекать молодежь. Таким инструментом может стать международная физико-математическая олимпиада "Дубна", организованная в несколько этапов - заочных и очных, что позволит расширить в несколько раз охват аудитории.
Практику школ для учителей физики в ОИЯИ стоило бы, по мнению докладчика, превратить в круглогодичный марафон, чтобы они проходили как минимум раз в квартал. И приглашать не только учителей физики и математики, но и химии, биологии, информатики. Университет готов стать площадкой и основным организатором; ОИЯИ надо будет помочь с насыщением программы и средствами на реализацию. Готов присоединиться университет и к международной конференции, ежегодно проводимой ОМУС ОИЯИ, расширив направления ее тематики.
ОИЯИ за последнее время организовал несколько своих информационных центров в вузах разных стран. Этот ресурс чрезвычайно интересен в плане привлечения и студентов, и преподавателей в университет. Содержательный круглый стол о проблемах образования состоялся в начале года в рамках конференции "Математика. Компьютер. Образование". В нём, кроме университета и ОИЯИ, участвовали представители опорных университетов Росатома. По результатам этого круглого стола можно начать формировать совместную программу университета и Объединенного института. Для привлечения иностранцев есть еще один инструмент - квоты Правительства РФ, который трудно использовать из-за его бюрократичности, но эти деньги Правительство готово предоставить для обучения студентов в Дубне. В рамках этой системы университет уже заявил несколько программ, максимально ориентированных на задачи ОИЯИ, и под них возможно организовать приезд сюда иностранных студентов из стран-участниц ОИЯИ и стран БРИКС. Реализация всех этих планов упирается в инфраструктурные ограничения. Проект международного парка науки и технологий - это мощный стимул для развития города как в образовательной, так и в научно-производственной части. В проекте запланировано создание более 10 тысяч высокотехнологичных производственных мест, 5 тысяч обучающихся в университете, в разы увеличиваются объемы государственных инвестиций в бюджеты всех уровней от результатов экономической деятельности.
На вопрос Т.А.Стриж, где взять необходимое количество квалифицированных преподавателей для увеличившегося количества студентов, А.С.Деникин ответил, что задачу привлечения новых преподавателей из других мест с их переездом в Дубну, можно будет решить с реализацией проекта международного научно-технологического парка, где предусмотрено служебное жилье.
Р.В.Джолос поинтересовался, изменилась ли проблема с бюджетными местами, возникшая после смены статуса университета с областного на федеральный? "В первый год прием снизился в 10 раз, - ответил Андрей Сергеевич. - Сейчас нам удалось восстановить размеры бюджетного приема на уровне 60%, и в дальнейшем мы планируем это показатель наращивать так, чтобы ежегодно на бюджет набирать до 1000 человек".
В.Бадави отметил, что было бы очень полезно, чтобы с материалами презентации познакомились в странах-участницах, и посоветовал усилить взаимодействие с университетами этих стран.
"Хорошо, что университет повернулся лицом к ОИЯИ, - оценил доклад Г.В.Трубников. - О развитии университета вы хорошо рассказали, но сотрудничество с ОИЯИ нужно еще обсуждать. Институту интересны магистры и аспиранты научных направлений, а бакалавры - инженерных. Давайте в следующий раз сосредоточимся на них. Задача повышения приема в университет иностранных студентов до 15% не амбициозна. В условиях конкуренции с вузами Москвы для того, чтобы иметь поддержку федерального уровня, нужно выделяться яркими чертами. Это могут быть иностранные студенты. Без сетевого формата здесь не справиться. Необходимы договоренности о признании двойных дипломов с Белоруссией, Вьетнамом, Египтом. Давайте этим активно займемся".
(...)
Опубликовано: газета «Дубна» - 13.12.2024
Серия сообщений "Наука (продолжение 4)":
Часть 1 - Фундаментальной ядерной физике - развиваться
Часть 2 - «Возвращались со словами: В ИЯФ - лучше!»
...
Часть 37 - Одобрен план по запуску проекта NICA
Часть 38 - Первый сеанс на комплексе NICA - в 2015 г.
Часть 39 - О настоящем и будущем университета «Дубна»

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up